или Новгородская проповедь с питерского амвона
Пути Господни неисповедимы. Может, и не вполне приложимы эти слова к кочующей выставке. А «Безмолвная проповедь» нашего музея-заповедника — 12 копий шедевров древней новгородской иконописи экспонировалась уже во Франции, Словакии, Эстонии, ну и в России, конечно. Везде был большой интерес, хорошая пресса. Но нынешняя выставка, проходящая в эти дни в Северной столице на Васильевском острове в музее Ксении Петербуржской, — все-таки особенная. Есть-таки в ней та самая неисповедимость.
Колесо истории
Однажды москвич Александр ОПАЛИНСКИЙ ехал в Питер. Человек он деловой и православный. Давно сотрудничает с РПЦ, организует питание паломников. И надо же, в Великом Новгороде у него сломалась машина. Пока шел ремонт, Александр Анатольевич побывал в митрополии, в музее. А потом — раз, звонок от него. Просит «Безмолвную проповедь» в столичный Музей современной истории России. Мол, слово «современный» смущать не должно — площадка хорошая. Неожиданно Минкульт включился в переговоры: просим отнестись со вниманием. Как было не поехать? Тем более что расходы взяла на себя принимающая сторона — предприниматель подключил к богоугодному делу московских казаков, которые, к слову, первыми посетителями стали.
Через некоторое время Опалинский зовет уже в Санкт-Петербург. Там у него с некоторых пор появилось здание — во дворе улицы Камской, в близком соседстве с церковью Воскресения Христова и Смоленским кладбищем, где много заслуженного в государстве нашем люду упокоено, а еще часовенка там стоит в честь святой блаженной Ксении.
Как же сюда занесло прихожанина Свято-Данилова монастыря?
— На все воля Божия, — весь ответ.
Подумалось Александру Анатольевичу, что в большом Питере в честь такой почитаемой святой мог бы быть музей или выставочный зал или духовный центр — не суть как назвать. А здание было не подарок — запущенное, с историей какой-то нехорошей. В 1990-е братки там, вроде, предавались утехам. Говорят, отец Виктор (Московский), настоятель храма иконы Смоленской Божией Матери, что на Смоленском кладбище, в сомнениях пребывал. Но благословил.
И получилось! И вот день открытия музея — духовного центра. Он же — день открытия выставки «Безмолвная проповедь».
Поднимаешься на второй этаж: первый зал посвящен блаженной Ксении — свое-образный картинный иконостас по всему периметру, а второй — те самые новгородские шедевры.
С автографом Алексы
— Особенность коллекции икон нашего музея-заповедника состоит в том, что почти все они связаны с главными храмами и монастырями Новгорода, — рассказывает искусствовед, хранитель фонда древнерусской живописи Юлия КОМАРОВА. — Было очень сложно отобрать для такой небольшой экспозиции памятники, которые отражали бы все богатство новгородской традиции.
Но можно. В экспозиции представлены иконы «Покров Богоматери» конца XIV столетия из Зверина монастыря и «Свв. Кирилл и Афанасий Александрийские», «Леонтий Ростовский» конца XV века из Мало-Кириллова монастыря и другие наиболее значимые произведения. И в этом сакральном (12 памятников) списке нельзя не отметить древнейшую русскую подписную икону «Св. Николай Чудотворец» 1294 года.
На нижнем ее поле — надпись, повествующая о том, что икона написана при князе Андрее Александровиче и Владыке Клименте, а писал Алекса, Петров сын.
— Благодаря этой надписи нам известно имя гениального новгородского мастера, творившего задолго до Феофана Грека и Андрея Рублева, — замечает Юлия Борисовна. — В это время Новгород, избежавший нашествия Орды, оказывается в изоляции от других русских городов. Может, поэтому здесь и складывается особый стиль. Яркая особенность многих новгородских икон – изображение большого количества избранных святых на полях. В этом сказывается прагматичность новгородцев: молясь одному святому, в то же время надеешься и на помощь других, изображенных рядом с ним.
Бережёного Бог бережёт
Возможно, демонстрация копий вместо оригиналов — это еще больший прагматизм. Но популяризации новгородского наследия и самого Великого Новгорода и копии поспособствуют.
А подлинники... Очень простой и очень убедительный вопрос от советника генерального директора музея-заповедника Исака ФРЕЙДМАНА:
— Кто сегодня даст стопроцентную гарантию, что сокровища новгородской культуры где-нибудь за границей не будут арестованы, скажем, по делу «ЮКОСа»? По целому ряду причин вывозить подлинники мы, конечно, не можем.
Дело без веры мертво
В размер оригинала, на деревянной основе, в технике печати по левкасу... Иными словами, их никто не рисовал. Да и возможно ли в наше время сделать список, абсолютно идентичный оригиналу, нарисованному нашим гениальным предшественником?
— Думаю, что нет, — говорит Кирилл ЗВЕРЕВ, заместитель директора компании «София» (Москва), руководитель проекта «Святые лики». — Невозможно повторить состояние души человека XIII или XIV века.
Вместе с тем современный повтор в цифровых технологиях, казалось бы, позволяющих передать оригинал во всех тонкостях вплоть до мельчайших трещинок (следы времени, как без них?) — это вовсе не сугубо техническая операция.
— Без веры, без понимания, кто такой Николай Чудотворец, никакой компьютер, никакой принтер тебе не поможет, — убежден Кирилл Зверев.
Да и сама технология не так проста, как может показаться. Изображение монтируется из большого количества отснятых фрагментов, все это выравнивается по цвету, яркости. Масса фотопроб, сверок со специалистами музея. В компании «София» целый отдел занят только работой с фотофайлами.
Кстати, «вышла из печати» и скоро будет готова к показу еще одна копия — икона «Апостолы Петр и Павел». Одна из двух древнейших русских икон, датируемых XI веком. Вторая — «Ангел Златые власы», хранится в Русском музее.
Есть сила благодатная
«Святая Блаженная Матерь наша Ксения, моли Бога о нас...» — в новооткрытом музее чин освящения.
После службы на открытии выставки икон владыка Арсений, епископ Юрьевский, особо выделил в совершившемся событии сам факт сотрудничества церкви и музея, которое «развивается плодотворно, если не сказать образцово».
В свою очередь, Наталья ГРИГОРЬЕВА, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, отметила, что даже небольшие проекты могут быть значимы с точки зрения духовности и просвещения.
О многом было сказано. И, конечно же, о незримом присутствии блаженной Ксении тоже. Просто так не разрешаются все трудности, не находятся всё новые и новые помощники в самый нужный момент. Она была рядом. Она и сейчас рядом, взирая на происходящее со светлых, теплых музейных стен. Само смирение и любовь.
В следующем году исполнится 30 лет со дня ее канонизации.
По Смоленским дорожкам
Быть рядом и не зайти? У часовни Ксении Петербуржской — очередь. Большая и тихая. Молитвы, записочки...
На кладбищенских аллеях малолюдно. Яркий солнечный день. Цветной ковер листвы, слегка поблекшей от первого морозца.
Эдуард Хиль — очень близко от часовни. Неожиданно. Впрочем, что нам по-настоящему известно об известных?
Здесь был Александр Блок — нет, я не юродствую. Но сомневаюсь, надо ли было переносить знаменитостей в пантеоны Александро-Невской лавры? Теперь вот памятная плита с напоминанием.
С Тарасом Шевченко понятно, «кобзарь» сам завещал похоронить его на высоком берегу Днепра.
Грустно за Арину Родионовну. Няню Пушкина как крепостную похоронили в общей могиле. Никто уже не скажет, где. Со всеми этими революционными юбилеями невольно думаешь, что такая сословность к добру Россию не вела.
Блаженная Ирина. И никто не знает, кем же она была при жизни. А могила посещаема. Говорят, к пустому колодцу люди не ходят.
Могила Параскевы Антоновой. Это ей Ксения, посвятив себя Богу, отдала свой дом с условием принимать нищих. Однажды блаженная пришла к бездетной Параскеве и говорит: «Ты вот, носки штопаешь, а тебе Бог сына дал. Беги к Смоленскому кладбищу». На Камской улице лежала женщина, убитая извозчиком, рядом заходился в плаче младенец. Этот мальчик станет Иваном Ивановичем Антоновым — старостой Смоленского храма.
Овеянное легендами, а все-таки — последнее пристанище. Но тянется, тянется отсюда живая ниточка. И нет тому конца...
* * *
Чуть не забыл: предприниматель Опалинский хочет теперь объединить вокруг вновь созданного центра приходы Ксении Петербуржской — их по свету около ста.
Союз его с музеем также будет иметь результативное продолжение. Новгород будет слать в Питер иконки с Ксенией. Намечается и нечто новое — нам это Исак Фрейдман подсказал. Подробности пока опустим. Скажем только, что плясать будут от печки. Русской.
Фото Василия Дубовского