Если педагогу нравится дело, профессионального выгорания не будет. Даже если отработано 50 лет...
Об этом с уверенностью заявляет Надежда СЕЛЕЗНЕВА, сотрудник Волотовского центра психолого-медико-социального сопровождения, которая полвека уже на педагогическом посту.
— Без работы начинаю хандрить, — с улыбкой говорит Надежда Дмитриевна. — Как вышла на пенсию, а это, как вы понимаете, было давно, получила приглашение поработать в психологическом центре. Три года назад летом решилась уйти. Но как только новый учебный год начался, коллеги стали обращаться за советами, консультациями. В итоге, по просьбе руководителя центра, я вернулась. Стоило вновь начать трудиться — болячки как-то сами собой поутихли.
Учительница начальных классов Надежда Дмитриевна Селезнева в 18 лет после окончания Боровичского педучилища приняла класс. Первый свой урок не помнит, но помнит, что все ребятишки были покладистыми, ответственными и отзывчивыми. Да и к родителям претензий не было.
— А вот первый серьезный профессиональный урок получила, когда в 90-х годах в класс школы в Солецком районе, где в те годы трудилась, пришли дети из узбекских семей мелиораторов, работавших в нашей области, — вспоминает Надежда Дмитриевна. — Они вели себя, как им хотелось — могли расхаживать по классу во время занятий, в полный голос разговаривать друг с другом, встать и уйти, даже ругаться матом. Понятно, что на самих ребят было бесполезно воздействовать, поскольку подобное отношение к школе, педагогам, одноклассникам шло из их семей. Пришлось немало усилий приложить, чтобы добиться уважения к нам.
Селезнева прошла путь от учителя до руководителя районного органа образования. Говорит, что и раньше проверок разного уровня было немало. Случалось, что наказывали. Но и помощь существенную оказывали.
— Сейчас же, а я постоянно общаюсь с коллегами из школ района, столько препон контролирующие ведомства чинят. Раньше, чтобы отправиться с учащимися в поход, нужна была готовность самих ребят, педагога, кого-то из родителей да автобус, чтобы доставить группу к началу маршрута. Теперь же требуется столько справок и разрешений, что у учителей руки опускаются, пропадает желание заниматься внеурочной деятельностью. А она обязательно должна быть, — рассуждает наша героиня.
Главным своим достижением Надежда Дмитриевна называет полвека педагогической деятельности. Что касается разочарований, утверждает, что их не было.
— Да, нынешние школьники — из другого измерения, но только в плане компьютерной продвинутости, возможности доступа к безграничным информационным потокам. Но при этом они такие же любопытные, открытые всему интересному, — говорит Надежда Селезнева. — И если не удается с ребенком, его семьей двигаться в одном учебном направлении, то в этом, как я считаю, не их вина, а наш, педагогический просчет. И значит, нужно его исправлять — совместно со школьником. И тогда все обязательно получится...
Фото Людмилы Данилкиной