Фермер из деревни Комзово намерена стать заводчиком страусов
На пути от Охоны до Комзова единственной мыслью, почти молитвой, было не увязнуть в гребнях грязи. Хвала небесам — редакционная легковушка не подвела. Когда за кронами деревьев замаячили крыши деревенских домов, на душе стало легче — приехали!
Крылья, ноги и хвосты
Открылась типичная картина родных просторов: жухлую траву освежает первый снег, небо плотно затянуто облаками, мрачно выглядят заброшенные избы. Уже в 80-х годах прошлого столетия в Комзове насчитывалось всего 5–7 дворов. Сейчас деревня практически нежилая. Но, оказывается, здесь, в пестовской глубинке, можно не просто вести личное подсобное хозяйство, но и заниматься племенным разведением кур, гусей, уток, индюков и даже страусов.
Между тем грустный пейзаж оживляют добротные дом, хозяйственные постройки, загоны. Предназначены они, правда, не для коров. Через верхние доски изгороди свои головы поднимают любопытные страусы.
— Сейчас у меня три африканских страуса и три страуса эму. Я их в Тульской области покупала. Они — морозостойкие. Страусов продают дешевле на Украине и в Белоруссии, но поскольку там климат мягче, молодняк в наших широтах может и не выжить, — рассказывала мне хозяйка птицы Ольга САДОВНИКОВА. — Планирую вырастить племенное стадо страусов, но раньше чем через четыре года этого не произойдёт. Птицы ещё не половозрелые.
Сложно, конечно, представить, что в будущем в этой деревушке будут носиться стада страусов. А с другой-то стороны, предыдущий птицеводческий опыт Ольги весьма успешен. На её дворе — около трёхсот голов домашней птицы. Башкирская цветная утка, пекинская, русская хохлатая курица, китайская шёлковая. Её птица пользуется спросом в окрестностях, причём покупатели сами едут к Ольге. Видимо, подозревает она, здоровое питание востребовано как никогда раньше.
В Комзово Ольга перебралась вместе с супругом Вадимом из Санкт-Петербурга семь лет назад. Это он — местный, вернулся ухаживать за тяжелобольной мамой. Купили домик, стали обживаться. Тогда женщина имела смутное представление о сельском хозяйстве. Началось всё с трёх обыкновенных куриц, одна из которых сломала ногу. Советы, как помочь птице, стала искать в Интернете (связь кое-какая с Всемирной паутиной в деревне имеется) и с удивлением обнаружила, что курицы бывают не только белые.
Уже не экзотика
Ольга принципиально избегает говорить про разведение птицы как о бизнесе. Для неё это любимое увлечение, которое приносит доход. Например, взрослого гуся в зависимости от породы продаёт от 1,5 до 2 тыс. рублей. И если бы сами Ольга и Вадим не заготавливали сено, то, скорее всего, трудились бы себе в убыток. А кроме того, Вадим — автослесарь, может отремонтировать любую технику. Старенький немецкий пресс-подборщик — тому подтверждение. Сломанную машину доставили из Валдая, мало кто из знакомых верил, что её можно восстановить, а теперь она по-европейски трамбует сено в кубики.
Самостоятельно Ольга овладевала наукой, как при помощи инкубатора выводить птицу. И быстро поняла, что многое в Интернете на данную тему надо перепроверять:
— Если в инкубаторе изменить температуру на один-два градуса, то всё погибнет. Училась на своих ошибках, применяла, что называется, «метод тыка». Вот написано было, что яйца в инкубаторе надо переворачивать каждые два часа. А курица всего два раза в день это делает.
Вот и с эму небольшой просчёт у Ольги получился — надо было их не в вольере оставлять, а на свободном выпасе. Теперь уж молодняк именно так собирается выращивать. Уверена, далеко от дома не уйдёт, гуси же вот не улетают. А я представила, как лохматые эму гуляют здесь по полям.
Когда позволяет погода, в Комзово привозят детей из Пестова. Ольгу не раз спрашивали, почему она не организовывает у себя на ферме контактный зоопарк? Помимо диковинной птицы в её хозяйстве есть кролики, овцы, свиньи. Но эта идея её не заинтересовала — некогда. По словам женщины, нужно тогда обустраивать по правилам двор, а это дополнительные траты. Впрочем, в экскурсиях не отказывает. Если кто-то предлагает деньги за посещение фермы, просит на них купить корм для пестовского приюта животных.
— Если рассчитывать только на получение прибыли, то хозяйство быстро придёт в упадок. Птицу, скотину надо не плодить, а выращивать. Заботиться о ней. Когда я продаю незнакомым людям своих птенцов, всегда спрашиваю, как они будут за ними ухаживать. И если ответят, что будут кормить их хлебушком, могу и не продать, — призналась Ольга.
Фото Владимира Малыгина