На проведение в полном объёме уникальных операций для больных раком требуется федеральное финансирование
Менее месяца назад в Новгородском онкодиспансере начал работу дорогостоящий медицинский аппарат — ангиограф.
Суперсовременная машина позволяет оперировать пациента малотравматичным способом.
Доктор подбирается к опухоли не с помощью скальпеля, а тончайшими катетерами, которые он пускает через сосуды. К зоне новообразования катетеры точечно доставляют химиопрепараты, а также препарат, который лишает опухоль кровоснабжения, а следовательно, и питания. Манипуляции, выполненные с ювелирной точностью на ангиографе, не затрагивают здоровые ткани.
Это не больно
Возможность увидеть собственными глазами, как проходят подобные операции, журналистам была предоставлена руководством онкологического диспансера. Не скрою, современная технология удивляет. Не только своим цифровым, почти космическим оборудованием, а тем, что больной при серьёзнейшей операции не испытывает дискомфортных ощущений. И это не по словам врачей, а по отзыву самого пациента, который на операционном столе утолил журналистское любопытство: «Не больно».
В среднем процедура длится полтора часа. В этот же день больной может покинуть стационар. Реабилитация становится менее длительной.
— Наша задача заключается в том, чтобы вылечить человека с онкологией с минимальным повреждающим эффектом и минимальным вредом для него самого. При этом необходимо обеспечить ему максимальное качество жизни, то есть не делать из него тяжёлого инвалида, прикованного к постели, а вернуть его в строй полноценным членом общества, — рассказал корреспонденту «НВ» главный врач ГМУ «Областной клинический онкологический диспансер» Александр ПЕТРОВ.
Медики осторожничают. Рентгенэндоваскулярная хирургия — не панацея: в лечении рака она не может заменить традиционных полостных вмешательств. Показания к применению ангиографии зависят от органа, где начинается первичная опухоль, от размеров, количества и анатомического расположения очагов. Нюансов множество. Например, благоприятный исход в большей степени можно гарантировать тем, кто страдает раком толстой кишки или раком печени, чем тем, у кого патология желудка. Потому что в этом случае опухоль менее чувствительна к химиотерапии. Для лечения рака желудка пока ещё не придуманы эффективные противоопухолевые препараты.
К ангиографическим исследованиям в области только приступили. Процедуры проведены примерно 20 новгородцам. Врачи говорят, чтобы сделать более точные оценку и анализ состояния здоровья пациентов, прошедших через ангиограф, нужно время. Но то, что это метод перспективный, революционный, позволяющий вернуть людей к нормальной жизни, не вызывает сомнений. Можно было бы остановиться на позитивной ноте, однако остаётся несколько обстоятельств, которые требуют уточнений.
Цена операции
Ангиограф американской компании General Electric в диспансер поступил в 2010 году. Его стоимость — около 80 млн. рублей. Аппарат такого уровня пока единственный в области и по сравнению с аналогами — один из лучших. Но медицинскому учреждению удалось его запустить только спустя полтора года. Время ушло на подготовку хирургов в Москве и Петербурге. Кроме того, расходные материалы, например, сами катетеры для таких операций оказываются далеко не дешёвыми, поскольку выпускают их тоже за границей.
— Средства на учёбу наших врачей и сопроводительную терапию для пациентов диспансер искал самостоятельно и смог их накопить за счёт своих платных услуг. Один больной в среднем нам обходится в 70 тысяч рублей, — сообщил Александр Петров.
Впрочем, расходы на операции не потянуть ни территориальному фонду обязательного медицинского страхования, ни региональному бюджету. Главный врач онкодиспансера и предлагает посчитать. Арифметика проста: если аппарат будет в день обслуживать по четыре-пять человек, то только на одни расходные материалы из областной казны будет в месяц уходить примерно по 5 млн. рублей.
Что поможет? Конечно, часть затрат на процедуры могли бы взять на себя сами пациенты. Для многих из них подобные операции — это шанс продлить жизнь. Однако стабильные финансовые поступления под силу обеспечить только федеральными выплатами и квотами. По мнению руководства онкодиспансера, получить их можно в рамках государственной программы, направленной на совершенствование медицинской помощи онкологическим больным, либо имея лицензию на высокотехнологичный вид медицинской помощи на ангиографе. К слову, во всех ведущих федеральных институтах медицинское оборудование работает и обслуживается за счёт государственных средств.
Чтобы в следующем году Новгородскому онкодиспансеру приобрести лицензию, ему уже сейчас предстоит обосновать своё право на неё перед федеральным центром. Доказательством будут служить умение и профессионализм врачей, а также определённое немалое количество выполненных операций на ангиографической установке. Принимая в расчёт стоимость процедур, онкодиспансеру, возможно, будет это сделать не так легко. Однако прекращать операции в силу материальных трудностей здесь не собираются. Обещают: оборудование будет функционировать при любой ситуации.
Полосу подготовила
Анна МЕЛЬНИКОВА
Фото из архива «НВ»