50 лет назад тело Сталина было вынесено из Мавзолея и похоронено у Кремлёвской стены.
5 марта 1953 года умер Иосиф Сталин. По решению ЦК КПСС и правительства страны его тело забальзамировали и поместили в Мавзолей Ленина. Уже к дню похорон (9 марта) над входом в усыпальницу виднелась новая надпись: ЛЕНИН СТАЛИН.
Но это не был новый монолит. Просто прежний (ленинский) покрыли розовой смолой, затем — черной краской «под гранит», а на ней начертали малиновыми буквами две фамилии.
«Летом все было хорошо, — вспоминал комендант Мавзолея полковник Константин Мошков. — Но зимой, когда менялась погода и монолит покрывался инеем, на камне проступала прежняя надпись ЛЕНИН». Только через семь лет монолит был заменен новым, добытым и обработанным в том же Головинском карьере на Украине.
Осенью 1961 года, накануне XXII съезда КПСС, рабочие двух крупнейших ленинградских, Кировского и Невского машиностроительного, заводов предложили переместить прах Сталина в другое место. 30 октября в последний день работы съезда на трибуну поднялся первый секретарь Ленинградского обкома партии Спиридонов и сделал предложение о выносе тела Сталина из Мавзолея. Предложение было принято единогласно. Съезд постановил, что «серьёзные нарушения Сталиным ленинских заветов… делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее».
В 1961 году генерал Николай Захаров возглавлял 9-е Управление КГБ (государственная охрана), которому надлежало выполнить поручение — провести операцию по выносу тела Сталина из Мавзолея. Председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Шверник сообщил исполнителям, как тайно организовать перезахоронение: поскольку 7 ноября предстоял парад на Красной площади, то под предлогом репетиции парада её следовало оцепить.
Общий контроль за ходом работ, назначенных на ночь с 31 октября на 1 ноября, был поручен заместителю Захарова генералу Чекалову. Командиру Отдельного полка специального назначения комендатуры Московского Кремля Коневу было приказано в столярной мастерской сделать из сухой древесины гроб, который был сделан в тот же день. Древесина была обтянута чёрным и красным крепом. От комендатуры Кремля было выделено шесть солдат для рытья могилы и восемь офицеров для того, чтобы сперва вынести саркофаг из Мавзолея в лабораторию, а потом опустить гроб с телом в могилу. Генералу Веденину было поручено Захаровым подобрать людей надёжных, проверенных и ранее хорошо себя зарекомендовавших.
Все члены комиссии, кроме Мжаванадзе, в 21 час прибыли в Мавзолей. Восемь офицеров взяли саркофаг и понесли его вниз, в подвал, где размещается лаборатория. Кроме членов комиссии здесь же находились научные сотрудники, которые до этого наблюдали за состоянием забальзамированного тела Сталина. С саркофага сняли стекло, и офицеры переложили тело Сталина в гроб.
Шверник приказал снять с мундира Золотую Звезду Героя Социалистического Труда (другой награды, Звезды Героя Советского Союза, в саркофаге не было). Председатель комиссии распорядился заменить золотые пуговицы мундира на латунные. Все это выполнял полковник Мошков. Снятую награду и пуговицы он передал в специальную Охранную комнату, где находились награды всех погребённых у Кремлевской стены.
Когда гроб с телом Сталина накрывали крышкой, Шверник и Джавахишвили зарыдали. В обитую фанерой могилу офицеры опустили гроб. Кто-то бросил горсть земли, как полагается по христианскому обычаю. Могилу зарыли. Сверху положили плиту из белого мрамора с надписью: «СТАЛИН ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ 1879—1953». Потом она ещё долго служила надгробием, пока не был поставлен бюст работы Николая Томского.
Галина Ждан
Фото из архива «НВ»