Пятница, 20 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Награда за возрождение

Реставратор Тамара АНИСИМОВА стала лауреатом премии Фонда имени академика Д.С. Лихачёва Новгородка признана лучшей в номинации «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России». При этом возглавляемая ею Научно-реставрационная мастерская «Фреска» — на грани закрытия. Научно-реставрационная мастерская «Фреска» последние годы занимается восстановлением уникальной монументальной живописи церкви Успения на Волотовом поле XIV века.

altРеставратор Тамара АНИСИМОВА стала лауреатом премии Фонда имени академика Д.С. Лихачёва Новгородка признана лучшей в номинации «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России». При этом возглавляемая ею Научно-реставрационная мастерская «Фреска» — на грани закрытия.

Научно-реставрационная мастерская «Фреска» последние годы занимается восстановлением уникальной монументальной живописи церкви Успения на Волотовом поле XIV века.

Храм уже в первые месяцы Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен. Под руинами оказались погребены фрески общей площадью около 300 квадратных метров.

Воссоздание памятника архитектуры началось лишь в 2001 году, когда между министерствами культуры России и Германии было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении церкви на Волотовом поле и реставрации уникальной средневековой монументальной живописи. Впрочем, работы по разборке руин Успенской церкви новгородские специалисты начали ещё в 1993-м. На сегодняшний день архитекторам и реставраторам удалось не только восстановить храм, но и вернуть на стены часть живописных композиций.

Лирики и физики
Однако  старшеклассница Тамара Анисимова, заканчивая первую школу города Новгорода, о реставрации и не помышляла. При аналитическом складе ума, любви к точным наукам девушка думала о другой профессии. Но, как говорит известный реставратор Валентина ГРЕКОВА, вместе с мужем Александром Грековым много лет занимавшаяся восстановлением фресок церкви Спаса Преображения на Ковалёве, также почти полностью разрушенной в годы войны, аналитический подход при работе с руинированной живописью играет чуть ли не первостепенную роль. Здесь нужна очень хорошая зрительная память, необходимо уметь проанализировать каждый фрагмент, всё запомнить и вовремя извлечь из своего сознания и даже подсознания необходимую информацию. Так что, как ни странно, при подборке фрагментов живописи математики и физики работают не хуже, чем искусствоведы и художники, у которых очень хорошо развита фантазия и гораздо слабее логика.

Одним словом, в кропотливую работу Грековых по восстановлению живописи однажды включилась и наша героиня. Тамара по совету мамы, занимавшейся тогда обмерными чертежами новгородских храмов, пошла работать в мастерскую к реставраторам сразу после окончания школы. Работала, как сама признаётся, с увлечением. Поэтому неудивительно, что и поступать на следующий год уже решила на искусствоведческое отделение в институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Конкурс прошла. Училась, правда, на заочном отделении: бросать работу на несколько лет из-за учёбы Тамаре не хотелось.

Подвиг Успения

Из-под завалов церкви Успения
на Волотовом поле было
извлечено более 1 750 000
фрагментов обрушившихся фресок.

Грековы научили Тамару Анисимову всем секретам работы с руинированной живописью: от методики извлечения фрагментов живописи из завалов, их обработки, хранения, методики подборки, анализа направления мазка, цвета до монтировки. После работы на церкви на Ковалёве Тамара Ивановна занималась реставрацией живописи и резных иконостасов Иверского монастыря, Знаменского собора, Рождественского собора Антониева монастыря и многих других значимых памятников архитектуры. Пока в сентябре 1992 года отдел охраны культурного наследия Министерства культуры России не дал разрешение на подготовку предварительной документации по церкви Успения на Волотовом поле. Спустя год реставраторы приступили непосредственно к работе. Восемь сезонов ушло только на разборку завалов церкви. Курировал этот проект Александр Греков, а вот на самом объекте работала его ученица Тамара Анисимова со своими коллегами.

—  Мы предполагали, что в церкви Успения, как и в храме на Ковалёве, штукатурка с живописью осыпалась от сотрясения здания при разрывах снарядов прежде, чем рухнули своды и стены, — говорит Тамара Анисимова. — Следовательно, основная масса фрагментов лежит в нижних слоях завала, и его разборку нужно вести по методике, разработанной Грековым: разбив площадь храма на участки в соответствии с архитектурным членением здания, расположением живописных композиций и с учётом мест возможного падения основной массы фрагментов одной или нескольких композиций.

Чтобы не пропустить ни одного мельчайшего фрагмента живописи, реставраторам приходилось просеивать грунт на специальном решете. В результате из-под завалов церкви Успения на Волотовом поле было извлечено более 1 750 000 фрагментов обрушившихся фресок.
Изначально на стенах этого храма находилось 195 живописных композиций. Сейчас в работе у новгородских реставраторов находятся 155 из них. При этом в здание церкви по специально разработанной методике уже удалось вернуть 17 композиций, собранных из тысяч фрагментов.

— При монтировке фресок на своё историческое место используется методика, разработанная новгородскими и немецкими реставраторами специально для волотовской живописи: когда собранная из множества разрозненных фрагментов фреска, закрепленная на монтажном щите, накладывается непосредственно на стену, а в пространство между ней и живописью заливается известковый раствор, — поясняет Тамара Анисимова. — Конечно, начиная работы на церкви Успения на Волотовом поле, мы верили в успех. Но результаты превзошли ожидания. Это удивительно, но нам удалось, например, собрать и смонтировать на юго-западный столб композицию, составленную из сотен фрагментов размером не больше одного-двух квадратных сантиметров.

«Фреска» разрушится?
В своё время Дмитрий Лихачёв назвал работу реставраторов Грековых по восстановлению живописи церкви на Ковалёве подвигом. Присудив премию академика их ученице Тамаре Анисимовой, специалисты по достоинству оценили и подвиг новгородских реставраторов по спасению росписи другого новгородского храма — Успения на Волотовом поле. Хотя сама она десятилетия работы с руинированной живописью одного храма подвигом не считает.

— Это наша работа, — говорит Тамара Ивановна. — Просто новгородским реставраторам повезло, что достался такой замечательный памятник. А когда рядом трудится с полной самоотдачей коллектив профессионалов, то это уже не работа, а скорее увлечение.

Желание работать у «Фрески» есть. Уже готовы к монтировке ещё несколько композиций. Но вернутся ли они в храм, теперь неизвестно. Программа сотрудничества с немецкой стороной завершилась два года назад. За это время реставраторы не получили ни копейки на финансирование реставрационных работ по Волотову со стороны Минкультуры.

Остаётся открытым вопрос
о переезде Научно-реставрационной мастерской с площадей одного из корпусов бывшего медопивоваренного завода «Богемия».

Кроме того, до сих пор остаётся открытым вопрос о переезде научно-реставрационной мастерской с площадей одного из корпусов бывшего медопивоваренного завода «Богемия», так как комплекс продан частной компании под строительство гостиницы.

— Нам предложили новое помещение в здании бывшего завода «Автоспецоборудование». Мы должны были переехать ещё в прошлом году, но ремонт новых площадей затянулся и по последней информации в здание завода «Автоспецоборудование» мы уже не переезжаем, — говорит Тамара Анисимова. — В целом предлагаемые площади нас устраивали. Но  сам переезд растянется на период от трех до пяти месяцев: сегодня у нас в работе находится полторы сотни живописных композиций, тысячи фрагментов росписи храма Успения на Волотовом поле лежат на планшетах. Как мы это будем транспортировать, я пока не очень представляю!

И в довершение всего, переехав с территории комплекса «Богемия», отодвигается реализация идеи создания Центра по изучению и реставрации монументальной живописи: с мастерскими, лекционными залами, научным подразделением и музеем древнерусской фресковой живописи, собранной из разрушенных в годы войны храмов XII–XIV веков.

— Но меня сейчас мало волнует вопрос переезда мастерской в новые помещения. Важно сохранить коллектив реставраторов, понимая, что таких специалистов с таким отношением к работе уже не вырастить, — говорит Тамара Анисимова. — Конечно, премия Фонда имени  Лихачёва для меня очень приятна, почётна и почти родная: Дмитрий Сергеевич не раз бывал в мастерской у Александра Петровича Грекова, я училась у его дочери Веры Дмитриевны на искусствоведческом факультете. Но всё же настроение у меня сейчас не столь оптимистично ровное, как всегда. Однако, я надеюсь, что Министерство культуры, как обещало, в 2012 году продолжит финансирование работ по Волотову. Тем более, что таких мастерских, как «Фреска», в мире больше нет.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Деревни ближние

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.06.2025 года

РЕКЛАМА