Проект восстановления исторического облика рва и вала Новгородского кремля оказался недоработанным - считает Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, руководитель Центра по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. В 2011 году должны быть благоустроены около двух гектаров площади вала и рва на входе в кремль со стороны Софийской площади.
Согласно разработанному проекту на этой территории предполагалось снять техногенный слой со склонов вала, выполнить шурфы для определения точной формы склона, а также очистить ров от скопившегося там ила и растительности. По федеральной целевой программе «Культура России» на проведение данных работ было выделено 9,7 млн. рублей. Между тем новгородцы и гости города заметили, что участок у Воскресенской арки разрыт уже несколько месяцев.
Многих интересует, почему именно он выбран для работ по воссозданию исторического облика рва и вала Новгородского кремля. Дело в том, что после обрушения части кремлёвской стены в апреле 1991 года было проведено усиление склона вала при помощи современных железобетонных конструкций. Но работу тогда выполнили с нарушениями проектных предложений. Поэтому если со склонов вала снимать накопившиеся за столетия слои мусора, то эти конструкции просто- напросто вылезут наружу. То есть восстановить исторический облик вала, оставив на поверхности так называемый глиняный замок и укрыв его дёрном, на этих участках сегодня не представляется технически возможным. Часть же стены от Златоустовской башни до входа в кремль со стороны Софийской площади и далее так и осталась неукреплённой. Поэтому участок у Воскресенской арки, не испорченный бетонными строениями, ещё можно облагородить, придав ему более-менее первоначальный вид.
Однако, приступая на нем к работе, подрядчики столкнулись с рядом трудностей: ров заполнен болотистой жижей, а вал засыпан огромной кучей строительного мусора. Они долго не могли понять, как же в таких условиях приступить к благоустройству. По идее для этого нужно использовать специализированную технику, вести механизированную срезку. Объёмы же работ в проекте были заложены иные. Поэтому мы и видели на протяжении половины августа и сентября медленное раскачивание этого процесса, которое со стороны выглядело даже несколько тревожно.
Поскольку к этим работам были привлечены новгородские археологи, мы, сознавая, что проект явно недоработан, пытались со своей стороны как-то оптимизировать те виды работ, которые проводились. К сожалению, организации, выигрывающие сегодня конкурсы на реставрацию памятников, зачастую берутся за то, о чем не имеют представления.
Если говорить об очистке рва, то, конечно, сначала нужно было провести серьёзные гидрологические исследования, понять, откуда в ров попадает вода. Ведь это не только атмосферные осадки, но и сточные воды, которые, как выяснилось, выпускаются в ров через трубы, о чем к началу работ, оказалось, мало кто знал. Ров — очень хитроумное сооружение, которое с древности наполнялось не столько волховской водой, сколько за счёт сброса дренажных вод с территории города через деревянные трубы. Поэтому сейчас возникает много новых нюансов, которые раньше были не предусмотрены ни проектом, ни учтены самими подрядчиками. Во-первых, надо рассчитать, сколько воды попадает в ров, как она уходит, как повлияет на состояние стен кремля заполнение рва водой на более высокий уровень, чем это было на нашей памяти. Проект должен быть продуманнее и аккуратнее.
Поэтому сейчас, понимая, что это очень серьёзный вопрос, требующий отдельных инженерных решений, к работе подключились уже и городские коммунальные службы. А подрядчик был вынужден вносить в свою работу коррективы.
Так что в этом году работы по восстановлению исторического облика рва и вала кремля преимущественно сконцентрированы на расчистке ложа рва от наиболее позднего строительного мусора, созданию наклонной поверхности с оформлением дренажной канавы и укладки в нее мелкого камня.