В конце прошлой рабочей недели на российские экраны вышел фантастический фильм отечественного производства «Эбигейл» с Тинатин Далакишвили, Эдди Марсаном, Ксенией Кутеповой и Равшаной Курковой. Прошли первые выходные, и картина режиссера Александра Богуславского, которую называют первым отечественным стимпанком *, начала собирать отзывы. Как и ожидалось, весьма противоречивые. Кассовые сборы после первых выходных тоже демонстрируют, что фильм не возглавил зрительский кинорейтинг и сейчас находится на четвертом месте, заработав 48,3 млн рублей.
По сюжету, молодая девушка Эбигейл живет в городе, границы которого закрыли много лет назад из-за эпидемии загадочной болезни. Отец Эбби был одним из заболевших. Его забрали, когда ей было шесть лет. Пойдя наперекор властям, чтобы разыскать отца, Эбби узнает о том, что ее город на самом деле полон магии. И в ней самой пробуждаются необыкновенные магические способности.
Журналисты уже громят «Эбигейл». «...убогонькая, но довольно безобидная такая антиутопия для аудитории «6+», – пишет «Российская газета». – По крайней мере, то, на что ориентировались авторы «Эбигейл», в интеллектуальном плане ненамного ее превосходит. ...исполнено все на крайне постыдном уровне. И не надо тут скромным бюджетом прикрываться – затащили же как-то прекрасного британского характерного актера Эдди Марсана, чье добросовестно усердное лицедейство лишь сильнее выпячивает смехотворную бездарность произносимого им текста. Да и остальные актеры – приличные. Правда, играют неприлично. Риналь Мухаметов с зелеными волосами и стимпанковским прибамбасом на глазу, который весь фильм молчит и глупо улыбается; красавица Равшана Куркова, вяло шевелящаяся в заплесневелом углу любовного треугольника; Артем Ткаченко, который для роли диктатора антиутопии недостаточно харизматичен, но это не его вина. Из неприличных – разве что грузинская модель Тинатин Далакишвили. Кристен Стюарт по сравнению с ней – просто Мерил Стрип».
«Нужно сразу предупредить всех преданных поклонников стипмпанка – в этом фильме его нет, – пишет Regnum. – Есть имитация, некоторые типичные признаки, вставленные «для галочки», – немного крутящихся шестеренок, техномагия, пара-троечка круто отрисованных дирижаблей, висящий в облаках город, несколько чудаковатых ученых. Нет главного – неповторимого стиля и аромата, присущих жанру. Нет затейливой декоративности в стиле «модерн», костюмов и реалий викторианского времени, начищенной бронзы, духа странствий и авантюризма. В конце концов, нет пара. Вместо этого перед нами альтернативная реальность 30-х – 40-х годов XX века. Костюмы и техника соответствующие. По городу ездят вполне обычные и узнаваемые автомобили. Разве что мундиры и маски зловещих Инспекторов выполнены с претензией на соответствие жанру».
Сам Эдди Марсан, известный британский актёр, в интервью Metro дал гораздо более высокую оценку фильму. Впрочем, какой артист будет критиковать картину, в которой сам снялся.
«Как только я прочитал сценарий «Эбигейл», то сразу подумал, что из этого может получиться неплохое кино. Мне понравилась оригинальная история, интересные персонажи. Фэнтези – очень сложный жанр, и мне кажется, что режиссёр справился с ним неплохо, – сказал Эдди Марсан. – Мне кажется, что «Эбигейл» выглядит не хуже американского или британского фильма. Я играю отца, очень умного, энергичного и смелого человека. Он придумывает пазл, который должен привести дочь к нему и помочь ответить на многие вопросы. Мне как отцу очень понравилась эта идея».
В рейтинге «КиноПоиска» «Эбигейл» пока набрала чуть больше пяти баллов из десяти. Отзывы зрителей – от резко отрицательных до хвалебных.
«...Дырявый, скомканный сюжет – лишь малая часть проблемы фильма. Диалоги – это какой-то шедевр. Они настолько шаблонны, глупы, бессмысленны и неуместны, что… Что порой в фильме просто врубают громкую музыку, отказываясь от озвучки открывающих активно рот персонажей (и, возможно, это лучшие мгновенья фильма)...»
«...Эстетика стимпанка и нуара, которая в нашем кино встречается редко, а вернее никогда, меня покорила. Да, местные дирижабли смотрятся не так круто, как геликарриер в «Мстителях», ну так извините, и возможности разные...»
«... «Эбигейл» – представитель того самого жанра фантастики, который принято называть young adult. То есть для подростков. Ярчайшим образцом этого жанра стали в свое время «Голодные игры», но вообще такие фильмы были, есть и будут, пока в мире не переведутся подростки и режиссеры...»
«...Фильм очень красивый. Все эти заснеженные улицы – не знаю, где снимали, наверное, где-то в Петербурге, и магические баталии, и летающие корабли, и роскошные виды, от которых дух захватывает. Все это задумано и сделано и правда здорово. И еще роскошная музыка – ее много, и она отлично подходит к картинке...»
«...для российского кинематографа с визуальной точки зрения данная картина в рамках современного фэнтези выглядит как настоящий прорыв, ведь ничего подобного еще никогда не было. Конечно, совсем юным зрителям картина покажется скорее скучной, чем захватывающей, ведь первый час воспринимается довольно тяжело, но потом ближе к финалу история раскрывает свой потенциал, и вот тогда начинается настоящее волшебство...»
«...Удивительно плох сценарий. За первые пятнадцать минут голова начинает лопаться от идиотизма и нелогичности поступков. Враги не замечают бродящих по городу отрядами повстанцами. Эбигейл скрытно пробирается в секретное подземелье просто для того, чтобы посмотреть на врагов. Охраны и патрулей практически не существует. Вместо того, чтобы пройти мимо патрульного, Эбигейл разворачивается и быстрым шагом уходит прочь, вызывая максимум подозрений. За жизнь не боятся ни повстанцы, ни враги. Почему-то все важные стратегически-политические решения принимаются и реализуются исключительно по ночам...».
* Стимпанк (от англ. steampunk: steam – «пар» и punk – «панк») – направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века. Стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.