Четверг, 19 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Задачи с множеством неизвестных

ежедневно приходится решать директору современной школы

Желание пообщаться с директором школы № 37 Великого Новгорода вполне понятно: кто, как не глава образовательного учреждения, расскажет о тонкостях учебного процесса в новом, с иголочки, здании. Но осуществить это намерение оказалось непросто. Рабочий день Татьяны ЧЕСНОКОВОЙ до краёв заполнен звонками, посетителями, текущими делами, неожиданными сюрпризами, совещаниями, в общем — множеством самых разных вопросов. Наша беседа стала возможной лишь благодаря исключительной собранности директора да ещё на ключ закрытым дверям в приёмную. Журналисту «НВ» Татьяна Александровна рассказала, почему в новой школе учится рекордное количество первоклашек, зачем подросткам китайский язык и как сформировать крепкую команду педагогов.

— Татьяна Александровна, каждый, кто хоть раз делал ремонт, пусть даже в маленькой квартире, знает, что его не так-то просто завершить. Вы въехали в большое, только-только построенное здание. Да ещё и с таким хозяйством. Как обживаетесь?
— Смотря как сказать — въехали... Вообще, мы с прошлой осени его строили. В ноябре я была назначена директором будущей новой школы: здание возводилось, второй этаж стоял ещё без крыши. Сомневающихся в том, что всё успеется в срок, было очень много. И это ощущалось. Но если уж мы взялись, то, как и обещали, построили. Конечно, сейчас кое-где обнаруживаются мелкие недочёты: тут окно недоделано, там лампочка не горит, где-то нужно менять дверное полотно. Например, в столовой сначала сделали одну перемену для приёма пищи — случилось светопреставление, теперь пытаемся разделить потоки по возрастам. В итоге все обязательно будут довольны. Это нормальный живой процесс.

— И всё же как оценили новую школу те, для кого она строилась? Что говорят дети, родители?
— Детям школа, конечно, очень нравится. Здесь есть что посмотреть, где развернуться. Что касается взрослых, то в целях безопасности родителей мы в школу сейчас не пускаем. Потому что поток учащихся у нас очень серьёзный: более тысячи ста детей и подростков. Но мамы и папы могут быть спокойны — в ближайшее время проведём день открытых дверей. Каждый своими глазами увидит, что к чему.

— Больше тысячи обучающихся — звучит серьёзно...
— В нынешнем году мы не набирали 11 класс — просто нет смысла переходить в новую школу на один год, в параллели девятых пока вместо четырёх классов — только два. Так что на следующий год опять будет расширение. Всего школа рассчитана на 1350 учеников.

— Зато первых классов вместо пяти у вас целых восемь! Как это получилось?
— Первые классы мы формировали так же, как и все остальные школы города, — в феврале в соответствии с постановлением. Но тут же столкнулись с проблемой: весь Псковский микрорайон, а на его территории вместе с нами три школы, постарался прийти к нам. Поток был огромный! И я понимаю желание родителей обучать своих детей в комфортных, современных условиях у хороших педагогов. Но вести первоклашку в нашу школу, к примеру, с Октябрьской улицы... Я не вижу в этом большого смысла. Однако такие случаи были. Ведь очередь формировалась из тех, кто подавал заявление на сайте госуслуг, не считая льготных позиций. В итоге в списки попали дети с той же Октябрьской, а те, кто живут у нас под боком, но немного замешкались с подачей заявления, остались не у дел. Пришлось открыть ещё два класса, и это — проблема. Теперь как минимум до девятого класса нам нужно будет закупать учебников гораздо больше запланированного. А куда их девать потом? Будем распределять по другим школам. Ведь мы не планируем каждый год набирать по восемь первых классов.

— А нельзя ли было на этапе формирования классов как-то переориентировать отдалённые от вас улицы в другие, ближайшие школы?
— Дело в том, что все эти улицы официально находятся на закрепленной за нами территории, а значит, имеют право выбирать из трёх расположенных в микрорайоне школ. К слову, в новой школе № 36, что в Ивушках, наблюдалась та же картина. Если не сложнее — за ними была закреплена территория всего города.

— Вы видите какие-то пути решения этой проблемы?
— Если моё мнение будут учитывать, то я считаю, что микрорайон нужно разграничить. Тем более что улица Псковская сейчас активно застраивается. К примеру, школы № 31 и № 21 могут набирать детей на чётной стороне, а мы возьмём на себя нечётную. В любом случае учеников хватит всем! А при нынешнем раскладе у нас идёт переполнение до пятого класса включительно. Дальше — проще. Старшие классы сейчас сформированы из детей, которые проживают в нашем районе, но учились в более отдалённых школах.

— С детьми более-менее понятно, а что с педагогами? Как собирали учительский состав?
— Все наши преподаватели — люди с потенциалом. Формировали команду просто: разместили вакансии, встречались с людьми на собеседованиях. В итоге большинство учителей — новгородцы. Немало — из Псковского микрорайона, что логично и удобно. Есть учителя из районов области, преподаватель из Мурманска. В нашей школе начали работу два молодых специалиста по федеральной программе «Учителя для России»: сильный и перспективный математик, а также преподаватель ИЗО, которая с первых же дней отлично зарекомендовала себя как педагог-организатор. Чего только они с детьми уже не делали: придумывают свою навигацию по школе, развешивают мотивирующие плакаты. И это прекрасно. Их же всех нужно передружить. Учёба учёбой, но в школе должна быть и жизнь.

— Раньше школы с энтузиазмом формировали собственные учебные профили, углублённо изучали те или иные предметы. Что у вас?
— Сейчас такая практика уходит в прошлое. Профили унифицируются. У нас есть социально-экономический — с углублённым изучением математики и информатики, права и экономики. Естественно-научный профиль — пожалуй, самый специфический, с упором на химию и биологию. К слову, в школе начал работать очень сильный биолог. Он готов и латынь преподавать детям. Английский в этом профиле, возможно, будет с медицинским уклоном. На естественно-научный профиль было меньше других заявлений. И это понятно, но это не значит, что он не востребован. С нашей-то химической промышленностью и нехваткой медиков.

— За гуманитариев обидно. Как всегда, остаются в хвосте?
— Это общепринятое и глубоко ошибочное мнение, что на математическое направление идут сильные дети, а гуманитарные науки изучают слабые. Открывая этот профиль, мы честно вывесили проекты учебных планов — попросили родителей и детей подойти к вопросу серьёзно. Потому что гуманитарный — это углублённый русский, английский. И ещё второй иностранный язык. Пара человек уже забрали свои документы из этого направления — не рассчитали свои силы, думали, что тут можно будет «пересидеть». Но согласитесь, шесть часов английского в неделю плюс немецкий или французский... Это совсем не просто. На следующий год мы попробуем ввести испанский язык. Всё ещё ищем преподавателя китайского. Но это — проблема. О китайском как о втором языке говорить пока рано, но на уровне факультатива или кружка хотелось бы его закрепить.

— В последнее время всё чаще слышу о необходимости постигать именно китайский язык. Почему?
— Санкт-Петербург и Москва говорят о том, что это экономически выгодно. Экономика сейчас ориентируется на Восток. Понятно, что без английского никуда, но, по прогнозам, и китайский будет нужен всё чаще. Так что преподаватель китайского, причём со всеми необходимыми лицензиями, нам нужен. Может быть, это не самый первостепенный вопрос, но...

— А какой вопрос сейчас первостепенный?
— Многозадачность первостепенна. Приходится делать всё и сразу. У нас ещё не вся техника запущена в работу. Нужно довести до ума медицинский кабинет, открыть стоматологический.

— Стоматологический кабинет в школе — сейчас норма?
— Скорее нет, но у нас он будет. Уже смонтировано хорошее оборудование. Есть врач. И работы у него будет много — у всех учащихся появится возможность бесплатно посещать стоматолога.

— Что ещё необычное скрывается в стенах вашей школы?
— Я тут столько нахожусь, для меня это всё уже среднестатистическое. Повторюсь, весь функционал и всю мощность мы пока не используем. Педагоги только начинают осваивать лингафонный кабинет — аудиторию, оборудованную аудио-, видео- и мультимедийной аппаратурой для современного обучения языкам. Таких у нас два. Собираемся встречаться со специалистом по шахматам. Есть идея ввести час занятий шахматами в обязательную программу обучения, те же, кто увлечётся этим спортом, смогут заниматься дополнительно. Мы уже закупили большие напольные шахматы. Но есть у нас и обычные доски.

— Я слушаю и удивляюсь: как вас хватает на всё? Не страшно было брать на себя ответственность?
— Мне было интересно. Наверное, это моя сущность. До этого я работала в маленькой школе в Кречевицах. Там приходилось браться за всё. И работать с жителями микрорайона в том числе. Теперь я могу делать многое — от стройки до написания документов. По крайней мере — стараюсь. Но в большом образовательном учреждении без замов не обойтись. У нас собралась серьёзная команда, специалисты, с которыми приятно работать.

— Вы же — математик. Сейчас преподавать не получается?
— Сейчас это абсолютно невозможно!

— Скучаете?
— Скучаю! У меня педагогический стаж — 24 года. И я очень люблю преподавание математики, особенно в старших классах. Я начала свою работу студенткой пятого курса, меня пригласили в школу № 15 в Кречевицах вести информатику у 10–11 классов. Между мной и учениками было четыре года разницы. Но меня воспринимали серьёзно, и проблем с дисциплиной никогда не было. Старшие классы — это уважение: общение интеллектуально равных людей.

— Какой момент в вашей нынешней работе — самый любимый?
— Когда я подхожу к школе и вижу современное, яркое здание, к которому стремятся дети с горящими глазами и с желанием учиться, я думаю: мы это сделали!

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наша служба открыта и для общения, и для поиска ответов в рамках закона на любые долговые вопросы граждан. Главное — это желание идти вперёд, искать правильные пути решения и обязательно вместе находить их.

В пользу детей

Только в мае судебные приставы взыскали с должников 34 млн рублей алиментов

Евгений Богданов на площадке строящегося университетского кампуса

Между двумя столицами

Первый вице-губернатор Евгений Богданов — о том, каким должно быть завтра древней столицы России

Что положено пациентам по ОМС,

или Где новгородцы могут бесплатно вылечить зубы?

из архива Александра ЕВСЮКОВА

Всё уже написано до нас?

Писатель Александр ЕВСЮКОВ о том, как притянуть счастливый случай, об издательских играх и о том, почему самый быстрый путь к успеху — это длинный путь…

Пенсии, выплаты, пособия

С 1 января а на территории Новгородской области начал работу Социальный фонд России, который объединил Пенсионный фонд и...

Специалисты универсального профиля

За 10 лет работы в Новгородской области многофункциональные центры стали незаменимыми помощниками для граждан

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА