Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Казённый дом

с фонтаном для утоления жажды в знойное время

Занимавший обширное пространство Торг, рассказ о котором мы начали в предыдущем выпуске нашей рубрики, в XVIII веке пребывал в упадке. Со временем здесь стали появляться здания совсем не торгового назначения. В 1771 году в Новгороде был построен Путевой дворец Екатерины II, в котором останавливались высочайшие особы при следовании через Новгород.

Императрица в своей резиденции действительно бывала, хотя и весьма редко. Так, проезжая через Новгород в 1787 году, она обедала во дворце и общалась там с чиновниками и представителями дворянства. Здесь же, неподалёку, первое время стояла и подаренная государыней новгородскому дворянству барка, на которой она путешествовала по Вышневолоцкой водной системе. Останавливался в новгородском Путевом дворце и император Павел I, заночевав там в ночь с 5 на 6 мая 1798 года.

Недолго здание использовалось «по назначению». 28 декабря 1809 года в Новгороде произошёл большой пожар, в котором сильно пострадало здание губернских присутственных мест. Для размещения лишившихся крова учреждений было решено использовать дворец. Правда, к тому времени здание было «столь ветхо», что на его ремонт и обстановку новгородский губернатор просил три тысячи рублей.

Спустя ещё пятнадцать лет, в 1824 году, бывший Путевой дворец передали Департаменту военных поселений, и более столетия там размещались различные военные учреждения: штабы Гренадерского корпуса, резервной дивизии 1-го армейского корпуса, 22-й пехотной дивизии, 1-й пехотной запасной бригады.

Здесь же находились квартиры командования. В начале XX века нижний этаж был занят квартирой начальника дивизии, в верхнем жили командиры бригад. Другие чины штаба имели жилье во флигелях.

Когда приезжала Наташа

О том, как в ту пору выглядела квартира начальника 22-й пехотной дивизии генерала Владимира Аполлоновича Олохова, можно судить по воспоминаниям его супруги Ольги Игнатьевны.

«Мы только ахали над этой громадной казённой квартирой, столько в ней было огромных комнат, и вышина их была 8 аршин! Первый раз у нас была казённая квартира. Когда приезжала Наташа, она по ней носилась на велосипеде. Казённой мебели было очень мало: три больших старинных дивана и высокая, почти до потолка, драцена в кадке, оставленная каким-то Володиным предшественником из-за её роста. Правда, сохранился казённый кабинет. Когда Володин и казённый кабинеты оба были расставлены, да ещё казённый круглый дубовый стол (на 10–12 персон), то кабинет не казался пустым. В первой зале стояли только рояль, буковые стулья по стенам, которые мы дали покрасить в белую краску, так как в зале, кроме драцены, было трюмо в белой раме.

За залой вправо шёл кабинет, за ним — гостиная, за ней — спальня, все четыре комнаты были 13 на 12 аршин. Гостиную удалось кое-как обставить при помощи казённого дивана (покрыла его шёлковой материей), рояля, моего уголка — столик с креслом и тумбочкой с Володиным портретом — и нашей гостиной; вышло очень недурно. Но зато в спальне была пустота несмотря на большой платяной шкаф, шифоньерку, комод, образницу. (...) Дальше шли комнаты Лёли и Нины, тоже немаленькие. Из гостиной был ход в большую столовую, из залы налево — комната Шуры, потом комната для приезжающих и второй огромный Володин приёмный кабинет, где только и стояли письменный стол и три стула и где я била мячом в стену ракеткой для практики игры в теннис и для того, чтобы разрядить мою потребность в движении, когда погода не позволяла сесть на лошадь или пойти на теннисную площадку».

Торжественный обед, устроенный городскими властями нижним чинам лейб-гвардии Драгунского полка на Торговой площади. 20 сентября 1878 года. Фотография из собрания Новгородского музея-заповедника

Культурная революция

В первые советские годы в бывшем дворце также устроились люди в погонах — там был губернский военкомат. Видимо, ему там было не слишком комфортно. В 1925 году было отмечено, что «здания бывшего штаба дивизии, находящиеся около рыбного рынка», требуют ремонта — «разрушаются, крыши текут и пр.».

Однако вскоре ситуация изменилась. На рубеже 1920-х — 30-х годов был открыт Дом Красной Армии — нечто вроде дома культуры для красноармейцев. С 1930 года там организовывались бесплатные киносеансы для «членов ДКА, осоавиахимовцев, рокковцев, учащихся совпартшколы и техникумов».

С того времени Путевой дворец и следует по культурной стезе. В послевоенные годы в здании размещался ДК имени Н.Г. Васильева (Николай Григорьевич до войны заведовал Домом Красной Армии). Сейчас это Городской центр культуры и досуга имени Н.Г. Васильева.

Бронзовый век

Еще одной примечательной «неторговой» постройкой было здание городской думы, магистрата и других учреждений. Проект утверждал император Николай I.

Церемония закладки нового корпуса в северной части Гостиного двора состоялась 30 июля 1835 года. После литургии в Никольском соборе духовенство и представители новгородских властей проследовали на место закладки, где было совершено молебствие. Затем в углы фундамента были заложены золотые и серебряные монеты чеканки 1835 года и позолоченная бронзовая закладная доска. Вечером того же дня главные городские улицы были иллюминованы, а на квартире городского головы Агафона Баранова состоялся праздничный обед.

В конце XIX века в трёхэтажном здании Городских присутственных мест размещались городская и мещанская управы, городской общественный банк, сиротский суд и правление городского общества взаимного страхования. Там же находился и «клуб соединённого общества» (он же купеческий) со сценой, на которой «подвизаются местные любители и любительницы».

При советской власти здание также было занято административными учреждениями — отделами губисполкома и горсовета. Бывший купеческий клуб превратился в детский и юношеский клуб «Молодая гвардия».

Торговая площадь стала называться Вечевой. Преобразилась она и внешне — на ней был установлен бюст Кирова работы скульптора Николая Томского. Сбор средств на памятник «незабвенному Миронычу» начался на фабриках и заводах, в колхозах и учреждениях уже в конце 1934 года, а открытие монумента, совмещённое с митингом по случаю принятия «сталинской» конституции, состоялось вечером 6 декабря 1936 года. Двухметровый бронзовый бюст возвышался на четырёхметровом пьедестале из полированного гранита.

По закону «Архимеда»

Памятник С.М. Кирову на Вечевой площади. 1937–1941 годы. Фотография из частной коллекции

Когда-то украшал Торговую площадь и фонтан. Устроен он был в 1875 году «как в видах городского благоустройства, так и для предоставления рабочему народу возможности утолять жажду в знойное летнее время». Более того, «освежая воздух, фонтан был бы полезен и в гигиеническом отношении». Мысль об устройстве фонтана принадлежала губернатору, предложившему обсудить это городской думе. Последняя отнеслась к идее «сочувственно» и выделила тысячу рублей.

Изготовлением фонтана и его доставкой в город занимался петербургский механический завод акционерного общества «Архимед». Вода к фонтану поступала по трубам из «водокачальни» на берегу Волхова, а сам он был обнесён чугунной решёткой. Для удобства желающих утолить жажду к фонтану посредством цепочек были прикреплены металлические кружки. Специальная табличка поблизости извещала о дозволении брать воду из резервуара фонтана, но «не иначе как мелкою посудою».

Официальное открытие фонтана, состоявшееся 24 июня, было обставлено как важное городское торжество: оно сопровождалось молебствием и водоосвящением в присутствии губернатора, вице-губернатора, городского головы и многочисленных новгородцев.

Так что появившийся в 2009 году на Ярославовом Дворище Ганзейский фонтан имел предшественника, располагавшегося примерно на том же месте.

Война кардинальным образом изменила облик этой части старого Новгорода. Пострадавшее здание Городских присутственных мест было впоследствии разобрано. Некогда оживлённая Торговая площадь ныне покрыта газонами и пешеходными дорожками. И только здание Путевого дворца по-прежнему стоит на своём месте.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ, сотрудники НГОМЗ




 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Книга Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского «Жил-был город… Прогулки по улицам старого Новгорода» охватывает период от Средних веков до 60-х годов XX столетия.

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА