Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Прощай, пехота, летать охота

Сто лет назад погиб первый новгородский авиатор Леонид Вамелкин Это случилось 28 августа (10 сентября — по новому стилю) 1917 года. Самолет Вамелкина потерпел крушение. Вместе с пилотом погиб летчик-наблюдатель Бонч-Бруевич.

Сто лет назад погиб первый новгородский авиатор Леонид Вамелкин

Это случилось 28 августа (10 сентября — по новому стилю) 1917 года. Самолет Вамелкина потерпел крушение. Вместе с пилотом погиб летчик-наблюдатель Бонч-Бруевич.

 

Первая мировая близилась уже к завершению. Почти всю войну Леонид Вамелкин прослужил в пехоте. И кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не мечта о полетах. Военная авиация только зарождалась. Техника была далека от совершенства. Но что до этого тому, кто влюблен в небо? Есть такие люди — им чем труднее, тем интереснее.

С другом «Гномом»

Военную службу Вамелкин начал в рядах квартировавшего в Новгороде 85-го пехотного Выборгского полка. Новгородцем он был и по происхождению — его отец служил на железной дороге неподалеку от города. Унтер-офицером принимал участие в русско-японской войне, во время которой 22 декабря 1904 года был произведён в первый офицерский чин подпоручика.

Именно на службе Леонид Евгеньевич всерьёз увлёкся лётным делом. В 1912-м окончил Авиационную школу Императорского всероссийского аэроклуба, первым из новгородцев получив диплом пилота-авиатора. Во многом благодаря его усилиям Новгородский отдел аэроклуба обзавёлся собственным аэропланом. Еще обучаясь в школе, он частью на свои средства, частью на выданную клубом субсидию в две тысячи рублей заказал самолёт. Это была улучшенная копия аэроплана «Фарман-IV» с двигателем «Гном» в 50 лошадиных сил. Новому аэроплану присвоили имя «Великий Новгород».

Комиссия, принимавшая аппарат, после нескольких совершённых Вамелкиным удачных полётов «пришла к убеждению, что его постройка блестяще выполнена и что аэроплан безукоризненно функционирует и в своих конструктивных деталях не отличается от аэропланов, пригодность которых вполне признана всеми выдающимися лётчиками». Немалые усилия прилагал Леонид Евгеньевич и для решения вопроса о выделении земельного участка под аэродром, став затем его комендантом.

К слову сказать, авиация была не единственным его увлечением. Например, в том же 1912 году был издан разработанный Вамелкиным «Проект наставления для обучения войск действию на лыжах».

В штыковую!

В 1914 году штабс-капитан Вамелкин отправился в составе своего Выборгского полка на фронт. Занимая должность начальника полковой команды разведчиков, он заслужил несколько боевых наград.

Среди них — георгиевское оружие. «За то, что, командуя 12-ю разведчиками, 18 февраля 1915 года в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в плен 18 германцев».

А также — орден Святого Георгия 4-й степени. «За то, что 28-го августа 1915 года в бою у д. Лазы, приняв за убылью всех офицеров одну из рот полка и получив приказание сбить противника с командующей высоты, под убийственным артиллерийским и пулемётным огнём быстро развернул роту и стремительным штыковым ударом опрокинул немцев, взяв с боя действующий немецкий пулемёт».

16 февраля 1916 года храбрый офицер был произведён в капитаны, а 14 февраля 1917 года — в подполковники.

Свято место

Как же мечта об авиации? Леонид Евгеньевич о ней никогда не забывал. В 1916 году он был прикомандирован к военной авиационной школе, а в следующем году переведён наконец на службу в авиацию. Вамелкин становится командиром 2-го артиллерийского авиационного отряда. Увы, летать ему оставалось недолго. Ровно столько же, сколько и жить.

Первый новгородский авиатор, спортсмен и отважный офицер Леонид Евгеньевич Вамелкин обрёл вечный покой на родной земле, будучи погребённым на кладбище Свято-Духова монастыря. В 1930 году при ликвидации монастырского некрополя городскими властями обсуждался вопрос о судьбе «двух могил военных лётчиков, погибших в германскую войну, — Стогова и Вамелкина». По всей видимости, эти разговоры ни к чему хорошему не привели, и могилы были уничтожены.

Илья ХОХЛОВ,
ведущий научный сотрудник НГОМЗ

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Большая прогулка

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Люди Людина конца

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Прусская? Ни за что!

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

На задворках «дворянского гнезда»

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Утраты Стратилата

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

«Бом-двысь!»,

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА