Сто лет назад погиб первый новгородский авиатор Леонид Вамелкин
Это случилось 28 августа (10 сентября — по новому стилю) 1917 года. Самолет Вамелкина потерпел крушение. Вместе с пилотом погиб летчик-наблюдатель Бонч-Бруевич.
Первая мировая близилась уже к завершению. Почти всю войну Леонид Вамелкин прослужил в пехоте. И кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не мечта о полетах. Военная авиация только зарождалась. Техника была далека от совершенства. Но что до этого тому, кто влюблен в небо? Есть такие люди — им чем труднее, тем интереснее.
С другом «Гномом»
Военную службу Вамелкин начал в рядах квартировавшего в Новгороде 85-го пехотного Выборгского полка. Новгородцем он был и по происхождению — его отец служил на железной дороге неподалеку от города. Унтер-офицером принимал участие в русско-японской войне, во время которой 22 декабря 1904 года был произведён в первый офицерский чин подпоручика.
Именно на службе Леонид Евгеньевич всерьёз увлёкся лётным делом. В 1912-м окончил Авиационную школу Императорского всероссийского аэроклуба, первым из новгородцев получив диплом пилота-авиатора. Во многом благодаря его усилиям Новгородский отдел аэроклуба обзавёлся собственным аэропланом. Еще обучаясь в школе, он частью на свои средства, частью на выданную клубом субсидию в две тысячи рублей заказал самолёт. Это была улучшенная копия аэроплана «Фарман-IV» с двигателем «Гном» в 50 лошадиных сил. Новому аэроплану присвоили имя «Великий Новгород».
Комиссия, принимавшая аппарат, после нескольких совершённых Вамелкиным удачных полётов «пришла к убеждению, что его постройка блестяще выполнена и что аэроплан безукоризненно функционирует и в своих конструктивных деталях не отличается от аэропланов, пригодность которых вполне признана всеми выдающимися лётчиками». Немалые усилия прилагал Леонид Евгеньевич и для решения вопроса о выделении земельного участка под аэродром, став затем его комендантом.
К слову сказать, авиация была не единственным его увлечением. Например, в том же 1912 году был издан разработанный Вамелкиным «Проект наставления для обучения войск действию на лыжах».
В штыковую!
В 1914 году штабс-капитан Вамелкин отправился в составе своего Выборгского полка на фронт. Занимая должность начальника полковой команды разведчиков, он заслужил несколько боевых наград.
Среди них — георгиевское оружие. «За то, что, командуя 12-ю разведчиками, 18 февраля 1915 года в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в плен 18 германцев».
А также — орден Святого Георгия 4-й степени. «За то, что 28-го августа 1915 года в бою у д. Лазы, приняв за убылью всех офицеров одну из рот полка и получив приказание сбить противника с командующей высоты, под убийственным артиллерийским и пулемётным огнём быстро развернул роту и стремительным штыковым ударом опрокинул немцев, взяв с боя действующий немецкий пулемёт».
16 февраля 1916 года храбрый офицер был произведён в капитаны, а 14 февраля 1917 года — в подполковники.
Свято место
Как же мечта об авиации? Леонид Евгеньевич о ней никогда не забывал. В 1916 году он был прикомандирован к военной авиационной школе, а в следующем году переведён наконец на службу в авиацию. Вамелкин становится командиром 2-го артиллерийского авиационного отряда. Увы, летать ему оставалось недолго. Ровно столько же, сколько и жить.
Первый новгородский авиатор, спортсмен и отважный офицер Леонид Евгеньевич Вамелкин обрёл вечный покой на родной земле, будучи погребённым на кладбище Свято-Духова монастыря. В 1930 году при ликвидации монастырского некрополя городскими властями обсуждался вопрос о судьбе «двух могил военных лётчиков, погибших в германскую войну, — Стогова и Вамелкина». По всей видимости, эти разговоры ни к чему хорошему не привели, и могилы были уничтожены.
Илья ХОХЛОВ,
ведущий научный сотрудник НГОМЗ