Понедельник, 25 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Прощай, пехота, летать охота

Сто лет назад погиб первый новгородский авиатор Леонид Вамелкин

Это случилось 28 августа (10 сентября — по новому стилю) 1917 года. Самолет Вамелкина потерпел крушение. Вместе с пилотом погиб летчик-наблюдатель Бонч-Бруевич.

 

Первая мировая близилась уже к завершению. Почти всю войну Леонид Вамелкин прослужил в пехоте. И кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не мечта о полетах. Военная авиация только зарождалась. Техника была далека от совершенства. Но что до этого тому, кто влюблен в небо? Есть такие люди — им чем труднее, тем интереснее.

С другом «Гномом»

Военную службу Вамелкин начал в рядах квартировавшего в Новгороде 85-го пехотного Выборгского полка. Новгородцем он был и по происхождению — его отец служил на железной дороге неподалеку от города. Унтер-офицером принимал участие в русско-японской войне, во время которой 22 декабря 1904 года был произведён в первый офицерский чин подпоручика.

Именно на службе Леонид Евгеньевич всерьёз увлёкся лётным делом. В 1912-м окончил Авиационную школу Императорского всероссийского аэроклуба, первым из новгородцев получив диплом пилота-авиатора. Во многом благодаря его усилиям Новгородский отдел аэроклуба обзавёлся собственным аэропланом. Еще обучаясь в школе, он частью на свои средства, частью на выданную клубом субсидию в две тысячи рублей заказал самолёт. Это была улучшенная копия аэроплана «Фарман-IV» с двигателем «Гном» в 50 лошадиных сил. Новому аэроплану присвоили имя «Великий Новгород».

Комиссия, принимавшая аппарат, после нескольких совершённых Вамелкиным удачных полётов «пришла к убеждению, что его постройка блестяще выполнена и что аэроплан безукоризненно функционирует и в своих конструктивных деталях не отличается от аэропланов, пригодность которых вполне признана всеми выдающимися лётчиками». Немалые усилия прилагал Леонид Евгеньевич и для решения вопроса о выделении земельного участка под аэродром, став затем его комендантом.

К слову сказать, авиация была не единственным его увлечением. Например, в том же 1912 году был издан разработанный Вамелкиным «Проект наставления для обучения войск действию на лыжах».

В штыковую!

В 1914 году штабс-капитан Вамелкин отправился в составе своего Выборгского полка на фронт. Занимая должность начальника полковой команды разведчиков, он заслужил несколько боевых наград.

Среди них — георгиевское оружие. «За то, что, командуя 12-ю разведчиками, 18 февраля 1915 года в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в плен 18 германцев».

А также — орден Святого Георгия 4-й степени. «За то, что 28-го августа 1915 года в бою у д. Лазы, приняв за убылью всех офицеров одну из рот полка и получив приказание сбить противника с командующей высоты, под убийственным артиллерийским и пулемётным огнём быстро развернул роту и стремительным штыковым ударом опрокинул немцев, взяв с боя действующий немецкий пулемёт».

16 февраля 1916 года храбрый офицер был произведён в капитаны, а 14 февраля 1917 года — в подполковники.

Свято место

Как же мечта об авиации? Леонид Евгеньевич о ней никогда не забывал. В 1916 году он был прикомандирован к военной авиационной школе, а в следующем году переведён наконец на службу в авиацию. Вамелкин становится командиром 2-го артиллерийского авиационного отряда. Увы, летать ему оставалось недолго. Ровно столько же, сколько и жить.

Первый новгородский авиатор, спортсмен и отважный офицер Леонид Евгеньевич Вамелкин обрёл вечный покой на родной земле, будучи погребённым на кладбище Свято-Духова монастыря. В 1930 году при ликвидации монастырского некрополя городскими властями обсуждался вопрос о судьбе «двух могил военных лётчиков, погибших в германскую войну, — Стогова и Вамелкина». По всей видимости, эти разговоры ни к чему хорошему не привели, и могилы были уничтожены.

Илья ХОХЛОВ,
ведущий научный сотрудник НГОМЗ

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Книга Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского «Жил-был город… Прогулки по улицам старого Новгорода» охватывает период от Средних веков до 60-х годов XX столетия.

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА