Территория к югу от церкви Параскевы на Торгу в древних письменных источниках именуется Княжьим двором, это название мы впервые встречаем на страницах летописей в начале XII века. На его превращение в привычное нам Ярославово Дворище потребовалось почти четыре столетия.
Во времена новгородской независимости на Дворище собирались вечевые собрания, происходили суды и казни, выборы должностных лиц и сборы городского ополчения. В XIV–XV веках здесь находились и усадьбы горожан, и общественное здание гридницы, и торговые амбары, однако летописцы ни разу не упоминают о княжеских палатах — вероятно, князья довольно рано потеряли контроль над этой территорией.
Велено очистить
Ситуация резко меняется после присоединения Новгорода к Москве. В 1477 году Иван III хочет «двор свой взятии». Новгородцы предлагали взамен участок в южной части детинца, но великий князь хотел владеть именно Дворищем и настаивал, «чтобы тот двор ему очистили».
На Дворище разместились первые великокняжеские наместники — Иван Васильевич Стрига с братом Ярославом. Однако новых палат в конце XV столетия так и не возвели, и московские князья, приезжая в Новгород, останавливались на усадьбах знатных новгородцев или во Владычном дворе.
Очистил двор внук Ивана III — Иван Грозный. Сделано это было после опричного погрома в 1570 году. По подсчетам исследователей, усадеб лишились несколько сотен горожан, «освободив» около 14 гектаров. Спустя два года «заложил государь избы ставити, на своём дворе, на Дворище». В том же 1572 году в надёжные подвалы дворищенских церквей перевезли на хранение государеву казну. Пожар 1580 года сильно навредил грозненскому двору, преемники Ивана IV потеряли интерес к этой резиденции. Свято место пусто не бывает: в XVII веке на Дворище опять появляются торговые лавки, усадьбы горожан и даже двор шведских купцов.
От построек Княжьего двора до наших дней дошёл только Николо-Дворищенский собор — первое каменное сооружение всей Торговой стороны и второе по древности из сохранившихся в Новгороде. Строительство каменного храма начали в 1113 году по заказу новгородского князя Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха. Летописи молчат о дате окончания, но известно, что те же мастера в 1119 году начали строительство Георгиевского собора Юрьева монастыря. Следовательно, основные работы на Никольском соборе они должны были закончить годом ранее.
Статусное пятиглавие
Исследователи подмечали не характерное для архитектуры XII века пятиглавие собора. Все известные нам храмы начала и середины того столетия имели от одной до трёх глав. Логичное объяснение смог дать Алексей Комеч: количество глав было скопировано с Софийского собора, который строился в середине XI века как княжеский. Но уже во второй половине XI столетия князья потеряли контроль над Софией и свой новый храм захотели архитектурно уравнять с главным городским собором.
Княжеский статус Никольского собора подтверждается рядом летописных сообщений, например, в 1136 году, не получив благословения на брак от новгородского епископа Нифонта, князь Святослав Ольгович венчался «своими попы у святого Николы». Следовательно, не только собор, но и его священники были в непосредственном княжеском подчинении.
Поздние источники связывают строительство храма с исцелением князя от иконы Николая Чудотворца, написанной на круглой доске, чудесным образом перенесённой из Киева на остров Липно под Новгородом. Древняя круглая икона почиталась за главную святыню Никольского собора, но в 1502 году была вывезена в Москву и погибла столетие спустя в огне пожара. В коллекции Новгородского музея сохранились два списка с этого образа, созданные в XIV и XVI веках.
Не раз храму, находившемуся рядом с вечевой площадью, приходилось выдерживать натиск стихийного гнева. В 1269 году «бысть мятеж в Новегороде: начаша изгоняти князя Ярослава из города, и созвониша вече на Ярославли дворе, и убиша Иванка, и иные вбегоша в Николу святыи». В 1338 году «Наваждением дияволим сташа простая чадь на архимандрита Есифа... и сотвориша вече и запроша Есифа в церкви святаго Николы и седоша около церкви нощь и день коромольницы, стерегущее его...».
За свою 900-летнюю историю собор неоднократно ремонтировался и перестраивался. В XIV–XVII веках возводятся притворы, галереи и придельные храмы, но эта живописная обстройка была полностью разобрана в начале XIX века, когда появились существующие до наших дней западный притвор и северная галерея. В середине XVIII столетия в храме был установлен барочный иконостас, а в 1836–1837 годах осташковский мастер Герасим Веригин подновил фрески, и хотя их стиль никак не увязывался с интерьером средневекового собора, заказчики сочли, что роспись выполнена «весьма искусно и хорошо, и гражданам города Новгорода весьма нравится».
От ансамбля древних росписей сохранились лишь незначительные фрагменты, но даже они поражают яркостью красок и монументальностью образов.
Ганза спешит на помощь
Храм был закрыт в послереволюционные годы. В 1945 году его вернули верующим, и собор был единственным действующим храмом Новгорода. Хрущевские гонения на церковь привели к повторному закрытию в 1962 году. С этого времени в Никольском соборе расположились филиал музея и планетарий. Под древними сводами установили маятник Фуко. Несмотря на то, что сразу после войны на соборе были проведены первоочередные ремонтные работы, а в течение следующих лет храм исследовался реставраторами, к 1990-м годам он оказался под угрозой обрушения. Собор удалось спасти благодаря членству Новгорода в Ганзейском союзе Нового времени, который выделил средства на проведение работ. При реставрации 1994–1999 годов Никольскому собору во многом возвратили первоначальный облик, сохранив пристройки XIX столетия. В наше время в храме располагаются выставочные залы музея.
Издревле при Никольском соборе находились колокола, чей голос звал новгородцев не только в храм, но и на вече. Из летописного сообщения 1571 года мы узнаем, что «на Дворищи, на площади у Николы Чудотворца переписывали колокола и колокольницы деревянныи и каменны». Существующая каменная колокольня, находящаяся к западу от Никольского собора, возведена в 1684–1685 годах. Еще в начале нынешнего столетия на ней находился замечательный колокол, отлитый знаменитым московским мастером Михаилом Лодыгиным в 1687 году. В 2002 году из-за неудовлетворительного технического состояния колокольни колокол пришлось снять. Увидеть тонкую работу литейщика, прочитать уникальную надпись, повествующую о ветхозаветных Моисеевых трубах, и, наконец, услышать этот колокол теперь можно в Новгородском кремле, где он вывешен перед Софийской звонницей.
Судьба-селёдка
К северу от колокольни Никольского собора располагается Воротная башня Гостиного двора, возведённая в 1690-е годы московским каменных дел подмастерьем Семёном Елфимовым. В XIX веке суровый облик башни вызывал у новгородцев ассоциации с седой стариной. Одни связывали её происхождение с дворцом князя Ярослава Мудрого. Другие были убеждены, что именно на этой башне висел некогда символ новгородской независимости — вечевой колокол.
Тем временем побывавший в Новгороде в 1826 году Александр Висковатов отмечал, что башня с примыкавшим к нему зданием «служит съезжим двором Торговой части». И вид имеет весьма неприглядный: «Чтобы подойти к самому зданию, надобно прежде испросить на то дозволения у своего обоняния. Как! — пришло мне в голову: там, где пестрелись шумные толпы народа, где решалась иногда участь Великого Новагорода, теперь взоры зрителя встречаются только с молоком, сельдями и смолою!».
В 1866 году любитель новгородских древностей Василий Передольский с возмущением обнаружил, что верхняя часть башни приспособлена под жильё для трёх «старух-богадаленок». На упрёк краеведа по поводу переделок городской голова, в частности, ответил: «старая лестница оказалась неудобною, по ней нельзя было пронести помойного ушата, не расплескав нечистот, ну я и приспособил её: да мало ли у нас таких старых лестниц в любой колокольне».
Как на выставку
Старушек сменила молодёжь. Сначала в воротной башне и примыкавших к ней торговых лавках разместились мужское и женское приходские училища. Через несколько лет, в 1876 году, — городское трёхклассное мужское. В 1889 году в училище на 178 воспитанников приходилось 7 преподавателей и 4 учителя-мастера. Учёба была платной — 6 рублей в год. Дети получали начальное образование и обучались ремёслам — столярно-токарному, резному, слесарному, сапожному и переплётному. Работы учеников бывали на выставках — например, на съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию в России.
А башня продолжала возмущать неухоженностью, о которой писала даже московская пресса: «В настоящее время башня Ярослава представляет руину, на которой растут берёзы и где прохожий народ, безучастный к родным памятникам древности, оставляет свои отбросы...».
В советское время башня и примыкающее к ней здание также служили по учебной части — здесь размещались мастерские Индустриального техникума. И уже газета «Звезда» в 1928 году сообщала, что ураганом сорвана крыша, помещения заливаются дождём, а ремонта всё нет. За безответственное отношение к памятнику Новгородский музей привлёк нерадивых хозяев к суду. В довоенные годы в этих зданиях работал завод сельскохозяйственных орудий «Крестьянин», а сейчас расположена экспозиция музея-заповедника «Христианские древности. Художественный металл XI–XIX веков».
Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ