Древний новгородский храм — в ожидании восстановления
Продолжая прогулку по Новгороду, мы покидаем Дворище и выходим на южную часть Торговой стороны. Из средневековых древностей в этой части города сохранился ансамбль уличанских церквей Михаила Архангела и Благовещения.
Деревянный храм Архангела Михаила известен с середины XII столетия. В 1300 году была заложена каменная церковь, а в 1362 году рядом с ней архиепископом Моисеем был устроен Благовещенский храм. Обе постройки возводят вновь на старой основе в середине XV века. В XVI веке Благовещенскую церковь снова перестраивают. Тогда же храмы были объединены папертями и галереей. Спустя столетие формирование одного из самых живописных храмовых ансамблей Новгорода завершилось устройством над галереей небольшой шатровой колокольни. Остаётся удивляться мастерству новгородских зодчих, которые поразительно тонко чувствовали стиль, пропорции и смогли гармонично объединить разновременные постройки.
А вот перестройки последующих столетий бестактно меняли выразительную асимметрию древнерусского зодчества на монотонные и сухие формы архитектуры классицизма. Особенно сильно внешний вид этих церквей пострадал в первой половине XIX века — древние своды и главы сменили деревянные потолки с декоративными куполами, живописные кровли со щипцами и фронтонами переделали на прямые карнизы, на фасадах уничтожили старый декор и прорубили новые широкие окна.
В послереволюционные годы храмы закрыли и признали памятниками архитектуры, однако уже в 1930 году церковь Михаила Архангела была снята с охраны, а в сохранившей охранный статус церкви Благовещения рекомендовали устроить клуб.
Во время войны оба церковных здания полностью выгорели, лишившись кровель и перекрытий. Реставрацией в 1957–1961 годах занимался архитектор Леонид Красноречьев. В ходе работ Благовещенской церкви вернули облик XVI столетия, восстановили галерею-переход и деревянный шатёр над колокольней. Сильно искаженный перестройками Михайловский храм только реконструировали, приспособив под общежитие, так что эта церковь ещё ждёт своего восстановления, хотя бы в незатейливых архитектурных формах XIX века.
Ученье — свет
Кроме храмов в этой части города выделяются здания двух учебных заведений — народного и реального училищ.
В 1786 году в соответствии с высочайшим повелением императрицы Екатерины II о создании народных училищ в губерниях исправляющий должность генерал-губернатора Новгородского и Тверского наместничеств генерал-поручик Николай Архаров отдал соответствующее распоряжение. На первое время для размещения училища «со всеми нужными вещами и книгами» было выделено помещение в подворье Юрьева монастыря. В сентябре того же года состоялся первый набор учеников — 116 мальчиков и 8 девочек были разделены на два класса в соответствии с уровнем их знаний (до конца года в училище поступили ещё 30 учеников). Принимались дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Торжественное открытие Новгородского народного училища состоялось 22 сентября.
Учебная программа включала священную историю и катехизис, арифметику, чтение и письмо «на русском, славянском и латинском языках». За успехи и благонравие учеников награждали похвальными листами, книгами и «хорошим одеянием».
К началу XIX века училище занимало каменный двухэтажный дом на берегу Волхова (современный адрес — Посольская улица, дом 2). Впрочем, место оказалось неудачным: здание часто подтапливалось. Как следствие, уже вскоре его состояние оставляло желать много лучшего.
«Оптимизация» века
Народное училище просуществовало сравнительно недолго, будучи преобразованным в гимназию, которая открылась 9 июня 1808 года. Первыми воспитанниками стали ученики 3-го класса (из двух других классов было сформировано уездное училище). Таким образом, в результате «оптимизации» XIX века прежними остались и ученики, и здание, и проблемы.
После литургии в Софийском соборе, прошедшей при большом стечении новгородцев, присутствовавшие отправились крестным ходом в Путевой дворец. Там состоялись торжества, поскольку здание самой гимназии находилось в плачевном состоянии. После речей был праздничный обед, на котором присутствовали более ста человек — чиновники, военные, священнослужители, купцы. А уже на следующий день попечитель гимназии обратился к губернатору с просьбой выделить средства на ремонт.
В отчёте Новгородской дирекции училищ за 1809 год говорилось: «Дом, занимаемый Новгородской гимназией, находится на самом краю города, при береге реки Волхова, который при весеннем разлитии вод бывает почти ежегодно потопляем. Каковое наводнение продолжается иногда более месяца, а назад тому три года разлитие Волхова было столь сильно, что в покоях, занимаемых классами и учителями, вода была глубиною до 3-х аршин (то есть более двух метров. — Прим. автора), отчего не только в продолжение оного классов не бывает, но и дом пришёл в нарочитую ветхость и требует значительной суммы на починку».
Автор исторического очерка новгородских учебных заведений Николай Отто, возглавлявший гимназию на протяжении многих лет, писал: «При скудных средствах, плохом помещении, неприменимости программы курса, недостатке в опытных наставниках и равнодушии общества в первые 20 лет своего существования Новгородская гимназия терпела много, часто оставалась без учеников и находилась в безвыходном положении».
Лишь в 1824 году ситуация начала меняться в лучшую сторону — новгородское дворянство подарило гимназии участок на Московской улице. К 1838 году там было построено новое каменное здание. Ветхое же на берегу Волхова было продано в частные руки. К началу XX века там размещался ректификационный спиртоочистительный завод. Сейчас это здание занимает центр «Хелпер».
Не быть, так жить
Реальное училище было открыто 16 сентября 1875 года на углу нынешних Никольской и Михайловой улиц.
Своим возникновением оно было обязано ходатайству и помощи городского общества и земства, выкупивших для него трёхэтажный каменный дом и обязавшихся выделять ежегодно соответственно 600 и 2600 рублей. Спустя три года был выкуплен и двухэтажный дом напротив — под квартиры для педагогов.
По меркам своего времени это было среднее учебное заведение с упором на естественно-научные и прикладные дисциплины. Целью таких училищ было дать образование, «приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний» и подготовить выпускников к поступлению в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения. В университеты выпускники-реалисты поступать не могли. В 1888 году реальные училища были преобразованы в общеобразовательные учебные заведения, а затем их выпускники получили право поступать в университеты на физико-математические и медицинские факультеты, для чего, однако, требовалось сдать экзамен по латыни, не входившей в курс училищ.
Но над новгородским образованием словно довлел злой рок: здание реального училища пошло трещинами. Поэтому уже с конца столетия стали звучать предложения разобрать или продать его и построить для училища новый корпус. В 1910 году возникла даже идея развернуть строительство в южной части кремля, но была решительно отвергнута ревнителями старины. Решить этот вопрос до начала Первой мировой войны новгородцы так и не сумели, а потом стало не до этого.
Новый хозяин объявился лишь зимой 1921 года: в здании бывшего реального училища была открыта студия изобразительных искусств. Развитию пролетарского искусства сильно мешало отсутствие мебели. Но это — еще полбеды. «Годы войны и революции это здание простояло без ремонта, без рам и стёкол. Полы и потолки этажей провалились, один угол осел...». Снаружи здание приобрело столь живописный вид, что горожане старались держаться от него подальше. Тем не менее в том же году комхоз отчитался о завершении ремонта на 70 процентов. В здании были устроены 20 квартир, которые планировалось распределить между нуждающимися в январе 1925 года. Под жильё этот дом используется по сей день.
Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ