Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

На Славенском холме

Существуют гипотезы, что именно здесь находилось древнейшее ядро Новгорода

Мы подходим к южным рубежам древнего Новгорода на Торговой стороне. Сейчас это одно из немногих мест, где современный город сохраняет свою средневековую границу, и за ручьём Тарасовец, как и столетия назад, расположены тихие заливные луга.

Ранние летописные тексты называют эту часть города «Холм». По одной из версий с данной местностью может быть связано древнее скандинавское название Новгорода — Холмгард. Постепенно названия двух соседних районов города — Холм и Славно объединились, так появился знакомый многим современным новгородцам топоним «Славенский холм».

Историческая значимость местности и гипотезы многих историков о том, что здесь находилось древнейшее ядро города, подтолкнули учёных к закладке первого крупного раскопа в Новгороде именно на Славенском холме. Исследования 1932–1937 годов на Славне заложили научные основы археологического изучения Новгорода. Археологи под руководством Артемия Арциховского впервые определили характеристики культурного слоя города, раскрыли усадьбы средневековых новгородцев, нашли сотни средневековых предметов. Одним из интереснейших открытий стало обнаружение в земле остатков каменной стены Славенского конца, заложенной посадником Фёдором в 1335 году.

От пожаров не уберёг

Древнейший известный из летописей объект на Холме — Ильинская церковь — упоминается как сгоревшая от пожара уже в 1105 году. По преданию в Ильинском храме во время дождей совершали молебны о хорошей погоде («вёдре»), отчего в народе его называли Илья Сухой. Нетрудно заметить, что почитание Ильи Пророка на Руси находит параллели с культом славянского бога-громовержца Перуна. Такое соответствие, а также древность православного храма на Славенском холме позволили некоторым исследователям предположить, что Ильинская церковь была построена после крещения Новгорода на месте святилища языческого бога. Впрочем, версия о святилище пока не находит подтверждений ни в письменных источниках, ни в данных археологических раскопок.

В середине XII века храм ещё раз стал жертвой городского пожара, а в 1198–1202 годах он был отстроен в камне. Освящал новую церковь на престольный праздник Ильи Пророка новгородский архиепископ Митрофан. Через несколько столетий владычные службы на Ильин день стали традицией, а в более поздний период к ним добавились торжественные крестные ходы, выступавшие из Софийского собора. В 1309 году у стен Ильинской церкви новгородцы торжественно встречали вернувшегося после поставления во Владимире архиепископа Давида: «усретоша и (встретили его) у святого Ильи попове и весь Новъград с кресты и песньми и хвалами, и сотвориша праздник светел... и рады быша новгородцы своему владыке».

В 1455 году храм перестраивают «на старой основе». Раскопки показали, что строители XV века действительно сохранили фундаменты и основания стен предшествующей церкви. Убранство Ильинской церкви не было разорено во время шведской оккупации Новгорода начала XVII века, однако в конце того же столетия храм серьёзно пострадал от пожара. На ремонт церкви в 1705 году жертвовал духовник князя Меншикова Никифор Терентьев, служивший здесь ранее священником.

Церковь Петра и Павла на Славне. Вид северо-востока. Открытка начала XX века из собрания Новгородского музея-заповедника.

Да будет... дом

Перестройки XVIII–XIX веков изменили форму кровли и окон, лишили главы и сводов древний придел Кира и Иоанна, примыкавший к храму с юга, и добавили северную галерею с новым Спасским приделом. В конце XIX века перед западным притвором возвели высокую шатровую колокольню, ставшую одной из главных архитектурных доминант Торговой стороны. Несмотря на изменения, в целом облик Ильинской церкви к началу XX столетия сохранял дух древней архитектуры. В интерьере храма в ампирной раме иконостаса начала XIX века находились средневековые иконы, а на одной из стен висела почитавшаяся как реликвия крышка раки Антония Римлянина 1573 года с его резным изображением.

После революции Ильинская церковь была закрыта и взята на государственную охрану. В предвоенные годы на кирпич была разобрана поздняя колокольня, а уже после войны рухнули древние своды и купол. Частичное разрушение Ильинской церкви подтолкнуло власти к неординарному решению — средневековый храм перестраивают в 1950–1952 годы в жилой дом.

Ещё несколько лет назад в разделённой перегородками церкви жили люди, находились мастерские художников и склад, а подступы к ней охранял суровый пёс Кузя. Возрождение храма началось в 2014 году, когда его передали Русской Православной Старообрядческой Церкви. С прошлого года идёт его научная реставрация.

Казачий храм

В нескольких метрах к юго-востоку от церкви Ильи Пророка стоит храм Петра и Павла, возведённый в 1367 году боярином Лазутой. По всей видимости, в XVII — начале XVIII века среди прихожан церкви Петра и Павла на Славне было немало новгородских пеших городовых казаков. В 1702 году они во главе с атаманом Яковом Тимофеевым и есаулом Тимофеем Андреяновым пожертвовали в храм киот к образу святого Николая Чудотворца.

Разновременные перестройки сильно исказили архитектуру Петропавловского храма. К началу XX века он представлял собой каменный четверик, лишённый древних столбов, сводов и главы. В стенах были прорублены новые окна, церковный объём перекрывал плоский деревянный потолок, над которым возвышалась четырёхскатная кровля с маленькой декоративной главкой. В военные годы Петропавловская церковь в отличие от соседнего Ильинского храма получила серьёзные повреждения. В послевоенные годы разрушения продолжились, и к началу исследовательских работ в 1954 году северная и западная стены практически полностью отсутствовали. Реставрация храма была закончена в 1956 году и вернула ему облик, близкий к первоначальному.

Блага цивилизации

Неподалёку от храмов в самом конце XIX века были сооружены фильтр и машинное отделение городского водопровода. В начале следующего столетия рядом была построена центральная городская электростанция. С годами потребности жителей города и в электроэнергии, и в чистой воде росли. Хотя к середине 20-х годов XX века город обслуживали уже три электростанции, электричеством была обеспечена лишь треть домовладений Новгорода. Одной из важнейших задач городского хозяйства тех лет была электрификация пригородных слобод.

Серьёзные проблемы были и с водоснабжением: водопровод был подведён менее чем к трети домовладений, а примерно половина перекачанной воды приходилась на утечки и неучтённую воду. Водонасосная станция, построенная в 1898 году, к началу 1930-х была изношена на 70 процентов.

С середины 20-х годов городские власти всерьёз озаботились решением этих проблем. Было решено оборудовать одну мощную электростанцию на территории городского водопровода. Для неё были заказаны два локомобиля мощностью 300 лошадиных сил каждый и генераторы к ним мощностью по 210 киловатт. По проекту, разработанному Государственным электротехническим трестом, здание электростанции должно было быть каменным и иметь два этажа. Впрочем, предполагалось, что новую электростанцию уже в 1933 году сменит более мощная районная, работающая на торфе.

Для строительства электростанции был использован кирпич, полученный путём разборки бывших бань купца Малева.

В 1926 году началась реконструкция водопровода. На полученные сроком на пять лет в ссуду 60 тысяч рублей были закуплены новые фильтры производительностью 150 тысяч вёдер в сутки, велись работы по оборудованию здания для них. Строительство городской электростанции и реконструкция водопровода завершились к 1935 году.

После войны разрушенные очистные сооружения водопровода были восстановлены на прежнем месте, а позднее появились ещё одни, на противоположном берегу Волхова. А вот электростанцию восстанавливать не стали, и город стал получать электроэнергию из других источников.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ


 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Книга Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского «Жил-был город… Прогулки по улицам старого Новгорода» охватывает период от Средних веков до 60-х годов XX столетия.

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА