Вторник, 05 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Долой неграмотность и... сорочки

После революции напротив храма Дмитрия Солунского располагалась совпартшкола. Этот идейный перекресток просуществовал недолго. Остался просто перекресток — Большой Московской и Фёдоровского ручья.

О чем думали идейные борцы, глядя на Дмитриевскую церковь? Мы этого не знаем. Нам же представляется, что, как и многие другие наши памятники, он достоин восхищения: умели же предки строить — на века!

Умели, но не всегда с первого раза. Каменный храм уличане возвели в 1381 году (деревянная церковь существовала здесь с XIII века), но строители подвели заказчиков: церковь обрушилась уже на следующий год. В 1383 году храм восстановили, и опять ненадолго. Поэтому через 80 лет его пришлось перестраивать заново на старой основе.

Звонкое эхо

Сохранившаяся до наших дней Дмитриевская церковь 1463 года — один из последних примеров посадской архитектуры независимого Новгорода. Приземистые пропорции церковного объёма, массивный барабан, широкие лопатки на фасадах создают образ монументального, даже несколько грузного сооружения, что, впрочем, изящно скрашено обильным кирпичным декором. Наиболее ярко акцентирован кирпичным узорочьем южный церковный фасад, и это логично, так как до перепланировки уличной сети Новгорода древняя Славкова улица проходила именно с юга от храма.

Исследования реставраторов показали, что Дмитриевский храм имел очень необычное завершение — за счёт небольших выступов в центральных частях каждого фасада кровля делилась на шестнадцать участков-скатов. Этот редкий приём, известный лишь в нескольких церковных постройках Новгорода и Пскова 1460-х годов, показывает нам динамические поиски зодчих. Со временем художественная сторона уступила практической, ведь в нашем климате сложные кровли часто протекают, и уже в XVI–XVII веках создается типичное восьмискатное покрытие.

В 1691 году рядом с церковью была возведена восьмигранная шатровая колокольня. К началу XX века там находилось девять колоколов. Самый большой из них весом в 76 пудов был отлит в 1735 году в Невьянских заводах Акинфия Демидова и вложен в храм Михаилом Сердюковым — одним из видных представителей купечества Петровской эпохи, содержателем Вышневолоцкой водной системы. Еще один колокол был отлит в 1684 году известным московским мастером Филиппом Андреевым. Из средних выделялись колокол XVII века с неразобранной русской тайнописью и колокол 1779 года с загадочной латинской надписью, прочитать которую также никто не смог. К сожалению, во время советской антиколокольной кампании 1920–1930-х годов они были утрачены. Церковь и колокольня пострадали в годы войны и были восстановлены в конце 1940-х годов реставраторами Сергеем Давыдовым и Любовью Шуляк. В 2012 году храм был передан Новгородской митрополии.

Мужская гимназия и Большая Московская улица. Открытка издания контрагентства А.С. Суворина 1914 г.

Здесь учился герой

Напротив Дмитриевской церкви, по соседству с гостиницей Соловьёва, в XIX веке располагалась Новгородская мужская гимназия. В 1824 году новгородское дворянство пожертвовало под строительство нового здания гимназии участок земли на Большой Московской улице. Ещё в 1787 году он был выкуплен генерал-губернатором Архаровым у помещиков Завалишина и Образцова для постройки здания дворянского собрания. С собранием что-то не задалось, и планы изменились. Но только в 1836 году дело дошло до строительства трёхэтажного здания, обошедшегося в круглую сумму 80 тысяч рублей.

Со временем главный корпус гимназии оброс пристройками. В 90-е годы XIX столетия появилось здание с актовым и гимнастическим залами, к северной части было пристроено ещё одно двухэтажное здание. Серьёзной реконструкции комплекс построек подвергся в 1912–1914 годах.

В Первой мировой войне отличился выпускник Новгородской гимназии Николай Стогов, окончивший полный курс наук с золотой медалью в 1912 году. Он добровольцем отправился на фронт, стал военным лётчиком. За подвиги был награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. Весной 1916 года военный лётчик Стогов погиб. 6 мая 1916 года все гимназисты и преподаватели с ученическим духовым оркестром встретили гроб с телом героя на новгородском вокзале и проводили его к месту погребения на кладбище Духова монастыря.

Пропажа привычек и телескопа

В 1918 году гимназия была закрыта. Однако здание не пустовало. На первых порах в нём устраивались разного рода вечера и спектакли. Так, 20 января 1919 года там состоялся спектакль-бал «в пользу курсов по подготовке техников постройки и эксплуатации железных дорог». Публику развлекала «известная в России и за границей труппа петроградского передвижного общедоступного театра П.П. Гайдебурова», поставившая драму Ибсена «Привидения».
Правда, «главнейшей приманкой» для посетителей танцевальных вечеров и концертов был буфет, владельцы которого «потрошили мародёрскими ценами кошельки злосчастной голодной молодёжи». Но этому безобразию скоро положили конец: «Так просто, тихо и бесшумно исчезают одна за другой буржуазные привычки в Великом древнем Новгороде».

В том же 1919 году встал вопрос об устройстве при здании бывшей гимназии астрономической обсерватории. В 1913–1914 годах для этого была построена башенка, куплен телескоп. Новгородец Владимир Молочников сделал вращающийся купол, который был водружён летом 1918 года. Оставалось покрыть башню кровельным железом и установить телескоп. К завершению этого полезного для образования молодёжи дела горячо призывал через прессу Молочников. Вероятно, он был услышан. Во всяком случае, в 1921 году телескоп находился на месте, а вот впоследствии... В общем, завхоз Новгородских пехотных командных курсов забил тревогу: «Телескоп портится, чуть ли не расхищаются его части».

«Группа желающих учиться»

В 1922 году в здании гимназии снова появилось учебное заведение. Это была совпартшкола — «уголок марксистской мысли», готовившая кадры для «низовой партийной работы» среди рабочих и крестьян. В первый учебный год в школе насчитывалось 180 учеников, средний возраст которых составлял двадцать лет. В зависимости от уровня знаний они были разбиты на две ступени. В школе действовали эстонский и латышский секторы, готовившие политработников для соответствующих колоний в губернии. Также были организованы курсы подготовки секретарей партийных ячеек, финансовых работников, ликвидаторов политической безграмотности (со школой ликвидации неграмотности среди служащих), а также курсы для поступающих в высшие учебные заведения. На добровольной основе учащиеся могли посещать кружки: экономический, изобразительных искусств, хоровой и спортивный.

На следующий год при совпартшколе открылись курсы физкультуры. Перед желающими посещать их девушками возникло неожиданное препятствие: «Каждая из них должна пройти через антропометрический кабинет, где ей предлагается предстать перед врачами раздетой для осмотра и взвешивания», при этом не допускалось взвешивание «даже в одной сорочке». В газетной заметке об этом «группа желающих учиться» призывала нанять медицинскую сестру или врача-женщину, выражая готовность даже внести для этого «известную сумму».

При школе существовали библиотека, читальня с газетами и журналами, клуб, театр и кинозал, где демонстрировались «революционные и научные фильмы». Время от времени проходили «массовые лекции», читавшиеся столичными профессорами.

Материальная база школы по тем временам была устроена основательно: имелись мастерские (сапожная, портновская, столярная), прачечная, пекарня с производительностью 100 пудов хлеба в день, амбулатория на шесть коек, аптека.

Поворотный путь

В 1925 году под одной крышей с совпартшколой оказался музей Октябрьской революции, прежде размещавшийся в бывшем губернаторском доме. Экспозиция имела несколько отделов, начиная с крепостного права и орудий пыток.

Годом позже в совпартшколе состоялось памятное событие: выпускной вечер посетил находившийся тогда в Новгороде нарком просвещения Анатолий Луначарский. Как вспоминал бывший председатель профкома школы Георгий Новиков, нарком в своей речи обрисовал стоящие перед выпускниками задачи: «Повседневно разъяснять народу политику Ленинской партии, нести народу культуру, организовывать ликвидацию неграмотности среди населения, особенно среди женщин, объединить актив вокруг изб-читален и красных уголков, пропагандировать кооперацию среди крестьян, особенно — применение коллективного труда и техники на обработке земли как поворотного пути развития и перестройки сельского хозяйства и роста его продуктивности, разоблачать кулацкое сопротивление обновлению деревни».

После войны в реконструированных зданиях бывшей гимназии частично разместился завод имени Ленинского комсомола.

Илья ХОХЛОВ,
Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,
научные сотрудники НГОМЗ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Книга Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского «Жил-был город… Прогулки по улицам старого Новгорода» охватывает период от Средних веков до 60-х годов XX столетия.

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 30.10.2024 года

РЕКЛАМА