Четверг, 19 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Нам некуда больше спешить –

в начале XVII века новгородские ямщики взяли и сбежали

На Большой Московской улице, в том месте, где она пересекает древний земляной вал, и сейчас можно увидеть прежнюю границу города — заставу, построенную в конце XVIII века. По обеим сторонам от дороги стоят караульные помещения и два обелиска, увенчанные в своё время изображениями государственного герба. Рядом, вплотную к Московской заставе, располагалась часовня Зверина монастыря «для сбора доброхотных даяний с проезжающих».

Кто тут инвалид?

Застава свои функции утратила уже к середине XIX века. Писатель Константин Масальский в 1859 году отмечал: «Выйдя с крыльца старой гостиницы Березина на Большую Московскую улицу, вы увидите перед собой лавки новгородского гостиного двора, а направо вдали, на самом конце улицы, старую городскую заставу со шлагбаумом, к которому не могут быть применены стихи из «Дорожных жалоб» Пушкина:

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Или в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Ни одного инвалида при этой опустевшей заставе теперь не существует, потому что шоссе в Москву поворачивает с Большой Московской улицы направо, оставляя бывшую заставу в стороне».

Мерено мерином

За заставой кончался город, но не заканчивалась жизнь. Сразу за валом располагалась Никольская слобода, в прежние времена носившая название Котельницкой ямской. Её история началась в 1586 году, когда по указу царя Фёдора Ивановича в Новгороде приступили к созданию ямов (почтовых станций) и ямщицких слобод на обеих сторонах — Софийской и Торговой. На Торговой для «прибранных» в ямщики тридцати человек выделялись земельные участки под дворы и огороды «за Земляным городом в Котельникех на Московской дороге», по соседству с Николаевским в Воротниках монастырём. Кроме того, новоиспечённые ямщики получали участки пашенной земли и деньги на лошадей (каждый должен был держать по четыре мерина). «Приезжей двор посланником и всяким гонцом» строился «к Николе Чюдотворцу к Приворотником, на Загоротцкой улице, против Соловетцкого монастыря двора». На каждом «приезжем дворе» строились «две горницы ниские с стенми, да меж ими по повалуше, да по избе дворнику, да по погребу, да по леднику с напогребы, да по мылне, да по конюшне, да по поварни, да по воротам, да около двора заборы».

Ржи, государь

В 1602 году через Новгород должно было проследовать датское посольство. Для транспортировки его имущества новгородские ямщики должны были предоставить 34 подводы. Тут-то и выяснилось, что… большинство ямщиков покинули свои дворы и скрылись в неизвестном направлении.

Дом Гусарова в Антониевской слободе. Фотография 1930-х гг. из собрания Новгородского музея-заповедника

Сами ямщики потом объясняли свое поведение неурожаем: «рожь не родилась, а яровой хлеб весь позяб, и на торгу хлеб здорожал, купят великою ценою. И лошадиной корм по тому же». Результатом стал падёж лошадей и невозможность ямщикам исполнять их обязанности. Перспективы не просматривались: сеять было нечем, для этого у ямщиков не было «ни по единому зерни». Вот и оставалось скитаться по миру «з женишками и з детишками» и питаться «Христовым именем».

В своей челобитной на имя царя ямщики просили дать им ржи, овса и денег на покупку лошадей. В конце концов, беглецов было велено сыскать и выдать им в качестве помощи денег и хлеба. Но это было только начало. Впереди у ямщиков и всех прочих новгородцев были страшные времена Смуты и шведской оккупации. Новгород ждало запустение, затем — медленное возрождение.

Со временем изменились и название слободы (она стала Никольской), и занятия её обитателей. В 1862 году краевед Иван Куприянов писал, что слобода заселена «почти исключительно бывшими ямщиками и цыганами, как-то случайно закочевавшими около Новгорода».

Ударный батальон

Между Никольской слободой и Волховом, на месте нынешнего парка «30 лет Октября», располагалась ещё одна пригородная слобода — Антониевская. Там, где теперь аллеи, аттракционы и стадион, стояли небольшие дома и были разбиты огороды. За Антониевской улицей (сейчас носящей название Студенческая) в XIX веке находились провиантские магазины (то есть склады). А сама дорога вела к древнему Антониеву монастырю.

В 1740 году в монастыре была учреждена Новгородская духовная семинария. Сохранившееся до наших дней здание главного её корпуса было возведено в конце XIX столетия — строительство завершилось в 1890 году. В выступающей центральной части главного фасада размещалась церковь. Впрочем, не прошло и трёх десятилетий, и жизнь семинарии круто изменилась. В 1917 году здания семинарии занимал находившийся в стадии формирования 4-й ударный революционный батальон Северного фронта. В такие батальоны принимались на добровольной основе все граждане России, не служившие в армии, а также солдаты запасных полков и других тыловых частей, юнкера военных училищ и школ прапорщиков. Офицерский состав пополнялся за счёт добровольцев, находящихся в тылу или резерве. Присутствие военных не шло семинарии на пользу. Епископ Алексий писал 6 октября 1917 года архиепископу Арсению: «…вся семинария занята ударными батальонами (превратившими ее в грязнейшую казарму)».

А в январе 1918 года монастырь и семинария и вовсе едва не оказались ареной боёв: здесь, на базе так и не сформированного окончательно батальона, стали собираться враждебные большевикам силы, сторонники созыва Учредительного собрания. До решительной схватки дело не дошло: перевес сил оказался на стороне большевиков, стянувших к монастырю верные им воинские части. Утром 12 января, когда стало ясно, что «для защиты Учредительного собрания ничего сделать нельзя», ударный батальон был окончательно распущен.

Хлеба и чистилищ

В 1919 году в здании бывшей семинарии начало работать новое учебное заведение — Новгородский институт народного образования, готовивший учителей. Спустя четыре года он был преобразован в педагогический техникум со школьным и политико-просветительским отделениями.

Бытовые условия обучающихся были близки к спартанским. Автор заметки в газете «Звезда» отмечал в 1926 году: «При техникуме есть столовая, которая содержится на госбюджете и обслуживает около ста человек стипендиатов. Остальные питаются на свои средства. Занятия производятся с 9 часов утра, ежедневно, до шести уроков. Курс сельского хозяйства, помимо теоретических познаний, даёт и практические, для чего при техникуме имеются пашня, покос и огород, скота — 5 коров, 3 лошади и 2 поросёнка».

Автор счел, что студентам надо усилить паек: «добавить к обеду второе блюдо, выдавать, помимо ржаного, белый хлеб и увеличить норму сахара». На втором месте стоял ремонт бани. «До города расстояние порядочное, и не у каждого имеются хорошая обувь и тёплая одежда, чтобы идти в городскую баню. Необходимо устроить прачешную, а то приходится стирать и сушить бельё в спальной комнате».

Не легче жилось в те годы и обитателям Антониевской слободы. В той же газете годом раньше они сетовали на отсутствие удобного для сообщения с городом моста у церкви Бориса и Глеба, смытого наводнением в 1922 году, и на отсутствие других атрибутов благоустройства: «С завистью смотрят антоновцы на электрический свет в городе, вспоминая, что у них когда-то горели... керосиновые фонари... Почтового ящика в районе нет, почтальон — редкость».

История с литературой

В 1932 году педтехникум стал Новгородским государственным педагогическим институтом. Через два года последовала новая реформа: статус был понижен до учительского института, количество факультетов уменьшилось с четырёх до двух — исторического, а также русского языка и литературы.

На время войны учебная деятельность была прервана, но уже в 1945 году возобновлена. Сначала — в Боровичах, а осенью 1953 года институт, вновь ставший педагогическим, начал занятия в прежнем, довоенном здании в Антонове. В 1993 году он вошёл в состав Новгородского государственного университета, став гуманитарным.

Для того чтобы попасть из Антониевской слободы на Софийскую сторону, не обязательно было ехать в центр города. И до, и после революции здесь действовал одноименный перевоз. В начале XX века здесь можно было взять лодку с платой 20 копеек в час без гребца и в два раза дороже — с гребцом.

Илья ХОХЛОВ,

Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ,

научные сотрудники НГОМЗ

При написании статьи использованы материалы сайта museum.novsu.ac.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

Книга Ильи Хохлова и Вячеслава Волхонского «Жил-был город… Прогулки по улицам старого Новгорода» охватывает период от Средних веков до 60-х годов XX столетия.

Большая прогулка

Музей-заповедник презентовал книгу, посвящённую истории новгородских улиц и их обитателей

Церковь Власия. Вид с северо-востока. Открытка начала XX в. анонимного издания из коллекции В.А. Волхонского

Люди Людина конца

В древности южная часть Софийской стороны носила также название Гончарского конца

Остатки проезда башни на Прусской улице. Открытка начала XX в. издания НОЛД из собрания Новгородского музея-заповедника

Прусская? Ни за что!

В 1914 году в Новгородской гордуме бушевали страсти по поводу наименований

Крестьянская площадь (Сенная) и улица Труда (Мерецкова-Волосова)

На задворках «дворянского гнезда»

В XIX веке южнее здания Дворянского собрания образовалась Сенная площадь

Церковь Фёдора Стратилата на Щиркове улице.  Фотография начала XX в.

Утраты Стратилата

От бывшей Щирковой улицы до наших дней сохранился только храм

Кордегардия на Большой Санкт-Петербургской улице, вид с юго-запада.

«Бом-двысь!»,

или «Добро пожаловать!» — в переводе с караульного на русский

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА