Пятница, 14 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Театр в одном лице

{thumbimage 150px 1}Мастер моноспектакля Анатолий НИЗОВЦЕВ связал в своём творчестве искусство актёра и историческую наукуОн вёл концерты Владимира Высоцкого, был знаком с друзьями и учениками великой Эдит Пиаф, родной сестрой Сергея Есенина, встречался с родственниками прототипов героев «Белой гвардии». Именно эти встречи и легли в основу его моноспектаклей, с которыми наш сегодняшний собеседник объездил полмира. Список интересных личностей XX века, с которыми был знаком историк и артист бывшего Санкт-Петербургского камерного театра одного актёра исторического портрета Анатолий Низовцев, можно продолжать бесконечно. И со своими моноспектаклями в Великий Новгород он приезжает уже не первый год. Выступает актёр в основном перед школьниками, студентами и военнослужащими, продолжая лучшие традиции некогда существовавшего в Советском Союзе театра пропаганды и эстетического воспитания. И даже такие сложные зрители, как школьники, затихают на его выступлениях и внимательно слушают. Дополненные фотоиллюстрациями, копиями архивных документов, воспоминаниями самих героев, записями их песен и стихов выступления Анатолия Низовцева равнодушными не оставляют никого, о чём свидетельствуют десятки тетрадей, исписанных восхищёнными отзывами о концертах. Перед одним из выступлений в Великом Новгороде с актёром встретилась и корреспондент «НВ».

{thumbimage 150px 1}Мастер моноспектакля Анатолий НИЗОВЦЕВ связал в своём творчестве искусство актёра и историческую науку
Он вёл концерты Владимира Высоцкого, был знаком с друзьями и учениками великой Эдит Пиаф, родной сестрой Сергея Есенина, встречался с родственниками прототипов героев «Белой гвардии». Именно эти встречи и легли в основу его моноспектаклей, с которыми наш сегодняшний собеседник объездил полмира.
Список интересных личностей XX века, с которыми был знаком историк и артист бывшего Санкт-Петербургского камерного театра одного актёра исторического портрета Анатолий Низовцев, можно продолжать бесконечно. И со своими моноспектаклями в Великий Новгород он приезжает уже не первый год. Выступает актёр в основном перед школьниками, студентами и военнослужащими, продолжая лучшие традиции некогда существовавшего в Советском Союзе театра пропаганды и эстетического воспитания. И даже такие сложные зрители, как школьники, затихают на его выступлениях и внимательно слушают. Дополненные фотоиллюстрациями, копиями архивных документов, воспоминаниями самих героев, записями их песен и стихов выступления Анатолия Низовцева равнодушными не оставляют никого, о чём свидетельствуют десятки тетрадей, исписанных восхищёнными отзывами о концертах. Перед одним из выступлений в Великом Новгороде с актёром встретилась и корреспондент «НВ».
— Анатолий Алексеевич, расскажите немного о себе. Как вы попали в артисты?
— Я родился через девять дней после начала Великой Отечественной войны 1 июля 1941 года в Сыктывкаре, где во внутренних войсках служил мой отец. Папу почти сразу забрали на фронт, и мама была вынуждена с младенцем на руках уехать в Великий Устюг — на родину своего супруга. Там и прошли моё детство и юность. Я рос очень активным ребёнком: в самодеятельности участвовал с 1 класса, долгое время был редактором школьной газеты. Поэтому решение стать актёром родилось у меня вполне осознанно. Впрочем, родители прочили мне другое будущее.
Закончив семилетку, я поехал в Свердловск поступать в театральное училище. Для этого, правда, мне пришлось вытащить у родителей, пока они спали, свидетельство о рождении и деньги на проезд. А ведь до этого я один так далеко не ездил. Но кто в юношестве не был отчаянным! Конкурс 44 человека на место я прошёл без всякого блата и помощи и стал студентом. После учёбы я работал в Ереване в Русском театре имени Станиславского. Но из-за тяжёлой болезни театральные подмостки мне пришлось оставить. Вскоре я переехал в Ленинград к своей тёте, где и остался жить. Затем я попытался поступить в театральную академию Ленинградского института театра музыки и кинематографии на искусствоведческий факультет, но не набрал одного балла. И решил отнести документы на исторический факультет, куда я в итоге и поступил. Я нисколько не жалею, что всё получилось именно так, потому что пока учился на истфаке, занимался в литературном объединении крупнейшего ленинградского блокадного поэта Леонида Хаустова, который вместе с Ольгой Берггольц в свое время вёл передачи на радио в блокадном Ленинграде.
В 1972 году мне предложили возглавить театр пропаганды и эстетического воспитания, который был специально создан Академией наук и обществом «Знание» для советского контингента войск, находящегося за рубежом, детей дипломатов. Мы гастролировали по многим зарубежным странам: выступали в военных гарнизонах, школах. Мы готовили программы о деятелях культуры, героях войны, об исторических событиях. Это были не просто лекции, а своеобразные театрализованные представления.
С концертами мы объехали чуть ли не полмира, но к началу девяностых наши войска были выведены практически из всех стран, да и сам Союз в скором времени развалился. Так что мы стали никому не нужны. В этот момент нас поддержал Анатолий Собчак. Появился камерный театр одного актёра исторического портрета. Но и он в начале нового столетия приказал долго жить. Сейчас я один работаю в этом жанре.
— Вы отметили уже полвека концертно-гастрольной деятельности. За это время в вашем репертуаре появились десятки программ про известнейших людей XX столетия: актёров, певцов, исторических деятелей. Интересно, со многими из них вы были знакомы лично?
— С Эдит Пиаф, например, я, конечно, знаком не был, потому что она умерла в 1963 году. Но вот с её учениками и друзьями, в частности с композитором и шансонье Шарлем Дюмоном, я общался. Мы познакомились через общество «Франция — СССР», когда я работал в культурной миссии и несколько лет жил в Париже.
Это одна из моих любимейших программ: во время выступления я читаю главы из  книги о ней, включаю записи последнего концерта Эдит Пиаф.
— А откуда у советского гражданина возникла такая любовь к французской певице?
— С детства. Ведь в наши годы Эдит Пиаф была любимицей многих: Хрущёва, Брежнева... Во-первых, ведь у неё был поистине удивительный голос, а во-вторых, она же была участницей парижского Сопротивления. Это человек, который помог бежать десяткам военнопленных, среди которых были и советские офицеры. Наверное, этот факт тоже во многом сыграл свою роль в её популярности в СССР, ведь зарубежные артисты к нам особо не приезжали. В октябре 1963 года Пиаф должна была выступить более чем в десяти городах Советского Союза, в Ленинграде уже даже висели афиши её концертов. Но 11 октября 1963 года Эдит не стало.
— Творчество Владимира Высоцкого, надо полагать, вам тоже близко и интересно, раз моноспектакль, посвящённый заслуженному артисту РСФСР, есть в вашем репертуаре?
— Это дань уважения. Здесь я не касаюсь личных тем, а рассказываю только о военной тематике в творчестве Владимира Высоцкого.
— А как вы с ним познакомились?
— Мне довелось вести два его последних концерта в Ленинграде в мае 1980 года. Тогда заболела ведущая его программ, и меня попросили её заменить. У нас были сугубо рабочие отношения. Высоцкий был своеобразным человеком. Его настроение могло меняться помногу раз на дню, причём кардинально: то он добрый и внимательный, то неожиданно становился жестоким.
Я встречался и с Мариной Влади, актёрами Театра на Таганке, его мамой. Эти встречи тоже легли в основу спектакля «Мир вашему дому...», посвящённого творчеству Владимира Высоцкого.
— Интересно, а как в вашем репертуаре появился портрет Фредди Меркьюри?
— Меркьюри — один из последних настоящих героев XX века. Ведь сегодня так мало композиторов и певцов, в словах чьих песен есть хоть какой-то смысл. В песнях группы Queen выверено всё, они самодостаточны, точны и понятны каждому, кто хоть немного знает английский язык.
— Эта программа называется «Король рок-музыки умирает от СПИДа...». То есть вы ещё и профилактическую работу среди молодёжи проводите?
— Эта программа изначально разрабатывалась с Обществом АНТИ-спид, организованном при ООН. Мало кто из молодежи сегодня знает, что Фредди Меркьюри является основателем фонда по борьбе со СПИДом. Но всё же основной акцент я стараюсь делать на творчестве музыканта, включаю записи его песен. Молодёжь слушает, открыв рот.
— А как вы лично относитесь к Сергею Есенину? У той же молодёжи, посмотревшей одноимённый сериал с Сергеем Безруковым в главной роли, может сложиться такое впечатление, что поэт никогда, выражаясь простым языком, «не просыхал».
— Что касается этого фильма, то хочется отметить портретное сходство актёра Безрукова и его героя. Но вот что мне тоже не понравилось: в фильме он показан таким балагуром, который то и дело кутил и дрался. На самом деле многие говорят, что Есенин и стихи писал в пьяном угаре, а не только их читал в состоянии опьянения. Неправда. Писал он трезвый, а читал действительно почти всегда подшофе, вызывая толпу на откровенный разговор. А среди зрителей ведь нередко бывали и меньшевики, и большевики, и эсеры... Конечно, чтение его стихов зачастую заканчивалось драками. А драться он любил, и ему доставалось очень хорошо.
— Как вы думаете, смерть Есенина — это было самоубийство или всё-таки «поэта русской деревни» повесили?
— Я склонен думать, что это могло быть самоубийство. По крайней мере, как рассказывала мне его младшая сестра Александра, он не раз пытался наложить на себя руки.
— Где вы познакомились с Александрой Александровной Есениной?
— В 1966 году я выступал в Татарии с программой о поэте Мусе Джалиле, приуроченной к его юбилею. Я тогда читал на концерте стихи из знаменитой «Моабитской тетради», написанной Джалилем в концлагере. Там я с младшей сестрой Есенина и познакомился. Как оказалось, она училась вместе с Мусой в литературном институте. Александра была не просто сестрой Сергея Есенина: сопровождавшая и пережившая вместе с ним самые тяжелые годы его жизни, она всю себя посвятила творчеству брата. Именно благодаря Александре Александровне стихи её старшего брата вышли в свет после многолетнего забвения: она сделала подборку стихов в «Огоньке», потом издала стихи Есенина отдельным собранием.
— Ваши спектакли богаты деталями, неизвестными широкой публике. Насколько достоверна эта информация?
— Все мои программы основаны на личных встречах с героями спектаклей, их родными и друзьями, я изучал документы, личные воспоминания моих героев, много работал в архивах. Особенно в тех случаях, когда воспоминания знакомых расходятся в некоторых моментах. На подготовку каждого спектакля ушли годы кропотливой работы. Например, сбором материалов о судьбах молодогвардейцев и изучением творчества Александра Фадееева я занимался не один десяток лет. Приехав ещё школьником в Краснодон, я «заболел» темой «Молодой гвардии»: я встречался с родственниками погибших ребят, с оставшимися в живых членами «Молодой гвардии». Этому я посвятил свою дипломную работу и кандидатскую.
— А насколько такие темы интересны нынешней молодёжи, ведь именно она составляет основу вашей зрительской аудитории?
— Когда детей заставляют что-то учить или читать, это очень часто вызывает у них протест, и интерес к той или иной теме пропадает. Сейчас та же «Молодая гвардия», например, в обязательной школьной программе не изучается. Но когда я рассказываю ребятам о судьбах их ровесников, откровенно и без прикрас, их это трогает, у них загораются глаза, появляется интерес. Я ведь предлагаю не традиционный урок или лекцию специалиста, а увлекательный рассказ с демонстрацией фото и аудиоматериалов. Именно живой неподдельный интерес молодого зрителя и тянет меня на гастроли, даёт силы жить.
 
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Будет интересно!

Будет интересно!

Максим Замшев написал новый роман и не боится ходить по улицам

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.11.2025 года

РЕКЛАМА