Понедельник, 20 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Волховский оборотень

Экстравагантное предложение руководителя детской студии стало темой для дискуссии
Напомним, руководитель новгородской студии «Детская глиняная лепная игрушка» Святослав ТАРАСОВ предложил сделать талисманом Великого Новгорода коркодела (крокодила), который «согласно поверью, при наступлении татаро-монгол выскочил из озера и начал пожирать коней спешившегося там Батыя».

Оставим пока в стороне обсуждение собственно идеи о крокодиле-талисмане. Может, Тарасов просто пошутил. Нужно разобраться, откуда коркодел взялся в наших краях? И так ли сильно пострадал от него Батый?

Второй вопрос сразу повис в воздухе: ни летописных сведений, ни легенд о нападении крокодила на Бату-хана не обнаружено. А вот крокодилий след в новгородской истории имеется. Он проявился в «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске», опубликованном в «Хронографе 1679 года», входящем в Новгородскую третью и Погодинскую летописи и т.д. Всего известно около 100 списков этого сказания (самый старый датируется 1630 годом).

Ученые полагают, что его сочинил или записал новгородский митрополит Киприан (?—1635). Он как уроженец Старой Руссы, видно, был приверженцем древнего происхождения Новгорода: по сказанию, город был основан в 3113 году от сотворения мира (1495 год до н.э.) скифскими князями Словеном и Русом.

«Старший сын оного князя Словена — Волхов — бесоугодный и чародей, лют к людям тогда был и бесовскими ухищрениями многие замыслы творил, преображаясь в образ лютого зверя коркодела и закрывая в реке Волхов водный путь. И не поклонявшихся ему или пожирал, или топил, измучив», — так говорится о новгородском крокодиле в «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске». А далее повествуется, что был оборотень Волхов «удавлен бесами в реке Волхов», и «с великим плачем, с великою поганой тризною неверных был погребен окаянный, и могилу насыпали над ним очень высокую: такой обычай есть поганым. И через три дня после окаянной той тризны просела земля и пожрала мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпалась с ним вместе во дно адово». По сказанию, могила находилась в Перыни. Это реальное урочище в месте впадения Волхова в озеро Ильмень. В 1951/52 годах там были обнаружены три  языческих капища. По версии академика Бориса Рыбакова, Перынь была местом, где располагалось святилище Перуна (Перунов скит).

Возможно, со временем, когда память о Перуне как верховном божестве дохристианской Руси утратила святость, и стали появляться легенды о неком чудовище, обитавшем в том месте. Легенды могли подкрепляться летописями и хрониками, содержавшими довольно странные сообщения.

В 1526 году австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн приехал в Россию. В «Записках о Московии» он сообщал: «Эта область изобилует рощами и лесами, в которых и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах неких змей на четырех коротких лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину (до 70 см. — С.В.). Называются они GIWOITES, другие зовут их JASTZUKA, иные же SZMYA. У них есть определенное время, когда они кормят своих богов. Посередине дома ставят молоко, а сами располагаются на коленях по лавкам. Тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом до тех пор, пока та, насытившись, не вернется на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество». Это, конечно, не крокодилы. И не в Новгороде, а где-то в Белоруссии были увидены. Если включить воображение, то в «змее с лапами» можно узнать крупную выдру (кстати, она в бешенстве может нападать на человека). Спутать выдру с крокодилом затруднительно, но ведь в средние века, когда создавалось сказание, коркоделом могли называть просто некое неопознанное чудище, живущее в воде. Вот, скажем, Псковская летопись 1582 года сообщает: «В лето 7090 (1582) вышли корокодилы, лютые звери, из реки и, путь закрыв, людей много пожрали. И ужасались люди и молили Бога по всей земле. И кто-то спрятался, а иных убили».

Впрочем, это уже куплет из другой песни. А мы свою начали с сообщения о талисмане. Симпатичный будет бренд у Новгорода: оборотень-людоед.

Наша справка

Выдра — крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела — до 95 см, хвоста — 26—55 см, масса — 6—10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Окраска ненамокающего меха: сверху тёмно-бурая, снизу светлая. Питается рыбой (сазаном, щукой, форелью, плотвой, бычками), причём предпочитает мелкую рыбу. Летом ловит водяных полёвок и других грызунов, систематически охотится на куликов и уток. Гигантская бразильская выдра — Pteronura brasiliensis — достигает длины 2,7 метра.

Сергей ВЕТКИН

РЕКЛАМА

Еще статьи

А.К. Крылов. «Новгород. 1944». 1977 год.

Русская тема Александра Крылова

У картины, посвящённой освобождению Новгорода, дорога домой оказалась длиною в полвека

15.05.2024 | Культура

Важно научиться преодолевать горе вместе — в семье. Это главная тема нового спектакля.

Зима, когда я вырос

Так называется премьера новгородского театра «Малый», которая 23 мая закроет очередной, 34-й, творческий сезон

15.05.2024 | Культура

«Никитские чтения» прошли в оффлайн и онлайн форматах, объединив более 100 учёных.

Был ли Рюрик викингом?

В Великом Новгороде прошли православные «Никитские чтения»

15.05.2024 | Культура

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура