Вместо Европы молодая семья поселилась в новгородской глубинке и не жалеет
Дуброво — небольшая деревенька. Дома, в которых живут люди, можно пересчитать на пальцах одной руки. Место тихое, удаленное от больших дорог.
— Наши родители, живущие в Германии, звали нас к себе, даже с жильем, работой решили, — ставя в коридоре дома на стол очередное ведро надоенного молока, говорит раскрасневшаяся хозяйка дома Людмила. — И не то что звали, уговаривали, просили. А мы сюда приехали. Жалеем? Ничуть. Здесь так здорово! Посмотрите, какая вокруг красота.
Присутствующий при разговоре муж Людмилы Евгений добавляет: «Когда мы искали подходящее место, то в первую очередь обращали внимание не на местные красоты, а чтобы была земля, на которой можно было бы работать. Ведь наша цель — не отдыхающими быть в деревне».
Евгений ЧАМЕЕВ с женой Людмилой до этого жили в Санкт-Петербурге. На жизнь не жаловались: Евгений работал водителем большегрузной машины в одной из крупных федеральных компаний, Людмила — учительницей в школе. Зарабатывали хорошо, в Приморском районе у них светлая трехкомнатная квартира на третьем этаже.
— Чем вы можете объяснить, что при таких условиях вы оставили такой прекрасный город и остановились здесь? — обращаюсь к Евгению.
— Я, может, и не уехал бы из города, да вот жена покоя не давала, всё уговаривала меня перебраться в тихую деревушку. Это была ее давняя мечта. И я сдался. Сначала это меня злило, а сейчас — благодарен. Нам здесь хорошо живется. Тишина, вокруг чудесная природа.
Веселые, жизнерадостные Евгений и Людмила приглашают нас посмотреть их фермерское хозяйство, которое они создали в этом году. Начали с двух коров, сейчас их четыре.
— Того количества молока, которое мы вначале надаивали, нам не хватало, чтобы удовлетворить потребность всех желающих, — говорит Людмила. — Поэтому пришлось увеличить численность коров.
— Вы говорите, что молока вам не хватало, но в то же время в деревнях часто можно услышать, что у людей проблема — некуда его сбыть. Как это понимать?
— Буквально через неделю после того, как у нас появились первые две коровы, из надоенного молока мы приготовили сливки, творог, сметану, масло, сыр. Эту продукцию и свежее молоко отвезли нашим друзьям в Санкт-Петербург. Сработало сарафанное радио. Если в первый день в организации, где работает моя подруга, нашу продукцию купили шесть человек, то сейчас — свыше сорока. Таких организаций, торговых мест, куда поставляем свою продукцию, в Петербурге у нас много. Иной раз не можем всех обеспечить молоком.
Для того чтобы решить эту задачу, фермер на следующей неделе поставит на свой двор еще двух коров, вопрос с их приобретением решен, животные подобраны высокоудойные, как и те, что сейчас есть — почти по 25 килограммов молока дают в сутки. Евгений отметил, что на этом не собирается останавливаться, в ближайших планах — строительство большой молочной фермы, на которой можно было бы держать 50 и больше коров. Поля позволяют, работать есть кому, и главное — есть желание этим заняться.
В хозяйстве начинающего фермера не только коровы, есть куры, свиньи, в планах — завести овец. Людмила пояснила коротко: «Мы легко со всем этим справляемся. Будем еще больше держать живности». Откуда у нее такая хватка? Оказывается, корни Людмилы с Кубани, там в детстве жила, полоть грядки, доить коров научилась. Помощником в семье является сын Алексей. Он за животными присматривает, по дому помогает. Но больше всего его тянет к технике, мечтает стать механизатором и работать вместе с отцом.
— Ради сына, который, как мы рассчитываем, здесь будет жить, мы решили строить дом — большой, светлый, — сказал Евгений. — Уже место для него подобрали. Определились, сколько земли станем обрабатывать. Так что деревня наша будет жить и развиваться.
Шимский район
Людмила НИКОЛАЕВА, глава Подгощского сельского поселения:
— Таких молодых семей, как Чамеевы, у нас немало. За последние годы в наше поселение приехало много людей из городов с целью заниматься сельским хозяйством. Было создано 7 фермерских и 11 личных подсобных хозяйств из числа прибывших. В результате в нашем поселении растёт численность коров, домашней птицы, всё больше вводится в оборот ранее не использовавшейся пашни.