Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Задача с одним неизвестным

Казалось, что решить её несложно. Но не всё так просто…

Нет ни одного вопроса, который так широко обсуждался бы тысячами рыбаков-любителей области, как использование жерлиц на озере Ильмень. Кипят жаркие споры, собираются всевозможные доказательства, но единого мнения так и нет. Одни бьют себя в грудь, твердя, что применение этого орудия лова не подорвёт запасы щуки в главном водоёме области. Другие убеждают, что этого допустить нельзя, потому что озеро из-за красных флажков будет похоже на маковое поле и в скором времени его рыбные запасы могут резко сократиться.

Манят флажки

Не вставая ни на одну из этих сторон, сделаем небольшой экскурс в историю. Что мы увидим? В 70-х, 90-х годах прошлого столетия и в начале 2000-х не было запрета на использование жерлиц на Ильмене. Заплатив определённую сумму за разрешение, человек в период ледостава мог выставлять на озере два таких орудия лова. Но в вышедших в 2006 году новых Правилах рыболовства для Северо-Западного рыбохозяйственного бассейна был введён запрет на использование жерлиц на Ильмене и реках, впадающих в него. Сегодня никто не может сказать, чем это вызвано. Можно только предполагать, что для того, чтобы не подорвались запасы щуки.

Стало ли этой рыбы меньше в озере? Каковы запасы щуки сейчас? Заместитель руководителя Новгородского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Татьяна НИКИТИНА с уверенностью говорит, что это ограничение дало положительный результат: запасы щуки в Ильмене возросли, что позволило увеличить общий допустимый её улов. В 2017 году он был на уровне 160 тонн, а в 2018-м — возрос на 10 тонн. По её мнению, на это повлиял и ряд других факторов — благоприятные условия для нереста, усиление контроля со стороны рыбоохраны.

Многие рыбаки, любящие половить жерлицами, заявляют: «Раз щуки в озере стало больше, то ничего страшного не произойдёт, если этот вид лова будет разрешён». Некоторые ссылаются на то, что в соседних областях разрешено использовать жерлицы. Но не нужно забывать, что там озёра глубиной 12–18 метров, а в Ильмене глубина в несколько раз меньше.

Учитывая многочисленные обращения новгородцев, комитет охотничьего хозяйства и рыболовства области обратился в ВНИРО. Ответ не заставил себя ждать. «Следует данное предложение признать необоснованным, преждевременным и отклонить его до получения результатов исследований влияния данного вида лова на состояние популяции щуки в Ильмене», — сказано в нем. А тем временем страсти вокруг жерлиц не утихают.

Где золотая середина?

Председатель регионального общества охотников и рыболовов Николай ШИЛОВСКИЙ не понимает, почему вокруг этого вопроса идёт такая дискуссия.

— Люди зачем идут на озеро? Чтобы отдохнуть, интересно, с пользой для здоровья провести своё свободное время, — сказал Николай Семёнович. — И от того, что человек выставит пару жерлиц, щуки в Ильмене меньше не станет, потому что ещё не факт, что она ему попадётся. Нужны опыт, мастерство, надо знать место, где их поставить.

Кто-то согласится с Николаем Шиловским, а кто-то имеет диаметрально противоположное мнение. Да, есть новгородцы, которым не важно, поймают они рыбу или нет, главное — получить заряд бодрости. Но есть немало людей, которые, отправляясь на Ильмень, имеют цель вернуться с уловом, чтобы накормить свежими окуньками, плотвичками свою семью и многочисленных родственников. В данном случае рыбалка становится не только интересным времяпровождением, но и хоть небольшим, но все-таки подспорьем.

Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов, что рыбалка сегодня — недешёвое удовольствие. Нужны немалые деньги на экипировку, даже самую простую, на снасти. Ещё нужно заплатить 300–400 рублей за транспорт, чтобы доехать до Ильменя, потратиться на бутерброды, наживку. Поэтому далеко не все новгородцы едут на озеро только отдохнуть, впрочем, как и жители соседних регионов, приезжающие порыбачить на Ильмене. Кстати, мне не раз приходилось на озере встречаться с рыбаками из Тверской, Смоленской областей. Полагаю, что если будет разрешено использовать на Ильмене жерлицы, то их будет немало. Откуда такая уверенность? Вспоминаю 90-е годы, тогда места обитания щуки на озере были усеяны красными флажками, а щуке сквозь подвешенных на двойники-тройники рыбок трудно было пробраться. Неужели опять к этому возвращаться?

— Этого нельзя допустить ни в коем случае, — уверен рыбак-любитель с большим стажем Сергей ТРОФИМОВ. — Я много лет проработал в органах рыбоохраны и знаю, что творится на Ильмене. Жерлицы как выставлялись, так и выставляются, в конце зимы, перед нерестом, на них браконьеры мешки щук налавливают. Конечно, рыбоохрана с ними борется, но должного результата нет.

— Но речь идёт о том, чтобы было разрешено использовать две жерлицы на человека, не больше, — пытаюсь возразить Трофимову.

— Рыбалка с помощью жерлиц — очень увлекательная, азартная. Увидев загоревшийся флажок, человек изо всех сил бежит, чтобы подсечь щуку! Забыты радикулит, одышка, боли в сердце. Поэтому жерличников на озере будет много. А кто сможет на таких больших просторах Ильменя проконтролировать, сколько у рыбака выставлено жерлиц — две или больше? Помню, в те годы, когда у рыбоохраны можно было купить лицензию на установку одной сети, сколько было случаев, когда рыбак показывал на сеть, что рядом, говорил, что она — его, а те, что чуть дальше, — неизвестно чьи. Потом выяснялось, что все сети его. Боюсь, как бы подобное не случилось и с жерлицами.

— Но две жерлицы на человека — это немного. К тому же установлена дневная норма вылова рыбы на человека…

— Рыбаки со стажем знают, в каких местах водится щука на озере, и туда и пойдут. Что касается использования двух жерлиц, то и таким количеством за день можно поймать много щук, причем немаленьких, а по 8–10 килограммов, и иметь с каждой трехлитровую банку икры. Из этой икры могли появиться сотни тысяч молоди, которая пополнила бы рыбные запасы озера.

Кому — можно, а кому — нет?

Есть и другие мнения. В частности, председатель правления некоммерческого партнерства «Новгородские рыбопромышленники» Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА считает, что обсуждение возможности использования жерлиц на Ильмене — дело хорошее, значит, новгородцам небезразлично, какая рыба в нём будет водиться. Но сегодня никто однозначно не может сказать, нанесёт это орудие лова ущерб Ильменю или нет.

— Чтобы в этих гаданиях была поставлена точка, нужно обратиться к учёным, специалистам Новгородского филиала ВНИРО с просьбой провести исследования на озере, — отметила Емельянова. — Эту работу нужно проводить в несколько этапов: выставить жерлицы в наиболее уловистых местах на озере в начале образования льда и в конце зимы, так как в эти периоды хорошо ловится щука.

Новгородский филиал тут же отреагировал на это предложение: «Исследования по такой теме не проводились на Ильмене. Как только к нам поступит заявка на выполнение таких работ, мы их проведём, причём с широким привлечением общественности».

Своё слово сказал и общественный совет при комитете охотничьего хозяйства и рыболовства области. Его председатель Александр ФИЛИППОВ подчеркнул, что «рыбоохране нужно охранять Ильмень и не допускать использования на нем жерлиц, а не создавать видимость, что озеро охраняется. А то сегодня одни ими ловят щук, а другим это делать запрещено».

В принятом решении общественного совета отмечено, что пока не будет научного заключения после проведённых исследований и не будут внесены изменения в Правила рыболовства, жерлицы на Ильмене не должны использоваться. Рыбоохране предложено принять дополнительные меры по недопущению применения этого орудия лова на озере. «Как эти пожелания будут выполняться, — подчеркнул Филиппов, — скоро узнаем, так как в ближайшее время общественный совет с привлечением СМИ намерен организовать выезды на озеро».

Зимняя жерлица — снасть для ловли щуки со льда, на которой в качестве приманки используется небольшая живая рыбка — живец. При поклёвке разматываются леска или шнур, намотанные на катушку или мотовило. Об этом рыбаку сигнализирует поднявшийся красный флажок. Существует много разновидностей жерлиц, но принцип их работы один и тот же. Жерлицы продаются в магазинах, их изготавливают и сами рыбаки. Это орудие лова выставляют на льду, многие самодельные жерлицы опускают в лунку, засыпая сверху снегом.

За каждую жерлицу, выставленную на Ильмене, рыбоохрана накладывает штраф в размере 5000 рублей. Кроме того, в качестве возмещения причинённого ущерба за каждую щуку, выловленную этим орудием лова, предусмотрен штраф в 1000 рублей.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Махмуд Базаев уверен, что работник сельского хозяйства — это не профессия, а призвание.

Путь к счастью

В мошенской деревне Чувашева Гора построят роботоферму

25.10.2023 | Земля и люди

В хозяйстве у Александра Чумакова — около 400 ульев.

Жизнь не сахар, она — мёд

Раз в год Александр Чумаков возит своих пчёл на «курорт» в финском заливе

26.07.2023 | Земля и люди

Лилия Резник: «Для меня животноводство – это бизнес. Но не только. Как их таких не любить?»

«Сама себе завидую»

Лилия Резник — парфинская крестьянка уральской закалки

12.07.2023 | Земля и люди

Бороздим просторы поля.

Кто рано встаёт, тому кукушка поёт

Лесновский картофелевод Денис Морозов уверен, что фермер должен знать и уметь всё

17.05.2023 | Земля и люди

Национальная премия имени П.А. Столыпина «Аграрная элита России» учреждена в 2002 году.

Фермером быть

Продавать свою продукцию сельхозпроизводителям могут помочь агроагрегаторы

05.05.2023 | Земля и люди

Храм Димитрия Солунского – украшение деревни Городня.

И весь путь к счастью

Агадулах КУРБАНОВ давно уже считает себя своим человеком на батецкой земле

21.12.2022 | Земля и люди

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА