Среда, 24 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Анна Мельникова

«Негативщиков просьба не беспокоить»

О том, как москвичка покорила парфинскую глубинку

На постоянное место жительства в Полу, маленький посёлок, расположенный на правом берегу реки с одноимённым названием, Людмила АКАНЖАЛЫ перебралась из города пять лет назад. Это было не её решение — на переезде настоял супруг, у которого в Поле прошло детство, здесь у него остались родители, а также многочисленная родня.

Миле, коренной москвичке, не по своей воле расставшейся с должностью менеджера по рекламе в журнале «Антенна-Телесемь», освоение нового для себя быта, далёкого от городских коммунальных благ, далось нелегко — были депрессия, слёзы и непонимание, что, собственно, ей теперь в поселке делать. Её внутреннее «я», конечно, сопротивлялось деревенским реалиям.

И дело не в том, что через несколько лет она к ним привыкла. Тут материя тонкая — на своём опыте она поняла, что такое переоценка ценностей. Сегодня Людмила с улыбкой и без намёка на сожаление говорит об этой своей трансформации. И мыслей, чтобы вернуться обратно в столицу, у неё больше не возникает.

Москвичка в маленьком городе

Людмила Аканжалы последние полтора года заведует в Поле детской библиотекой. В прошлом году она стала лучшей по профессии среди специалистов культурно-досуговых учреждений в области. Её проект «Добрая сказка», направленный на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и их мам, стал победителем регионального этапа конкурса «Доброволец России-2018». Первое место он занял во Всероссийском конкурсе «Чтение детей в цифровой среде».

Людмилу переполняет множество идей, как сделать библиотеку более востребованной у читателей. О своих задумках она рассказывает с азартом. Для неё библиотечное пространство оказалось спасением от грустных мыслей о сельской действительности и стимулом к профессиональной реализации.

— В детстве, как многие, я ездила летом к бабушке в деревню. Мои познания о жизни на селе этим и ограничивались, — наш разговор с Людмилой проходил на старом диванчике в читальном зале библиотеки. — Никогда я не представляла себя вне Москвы. Когда училась на четвертом курсе филологического факультета Московского государственного педагогического института, познакомилась со своим будущим мужем. Он к этому времени отслужил на подводной лодке. Но так вышло, что, обладая светлой головой, высшее образование он не получил. Поэтому, как он сам говорит, ему не оставалось ничего другого, как стать предпринимателем. Бизнес он связывал только с сельским хозяйством. В Москве работал менеджером в ресторане, неплохо получал, во всяком случае, больше, чем сейчас, когда у него имеется свой бизнес в Поле.

Людмила отдаёт должное супругу: он не сразу окунул её с маленьким ребёнком в сельскохозяйственный экстрим. До этого они некоторое время пожили в Великом Новгороде. Разницу между областным центром и мегаполисом москвичка Аканжалы почувствовала сразу.

— У меня часто появлялся вопрос: почему в Москве люди нормально живут, а здесь — нет? Меня раздражало, что из-за высоких бордюров на тротуары сложно поднять детскую коляску. Удивляло, что в Новгороде нет никакой мэрской премии за родившегося ребёнка, а в Москве она есть. Возмущало, что аптеки работают не круглосуточно, и ночью за необходимым лекарством нужно отправляться на другой конец города, — вспоминала она.

И совсем полное уныние её настигло в Поле.

Зачем я здесь?

Свой первый бизнес супруги Аканжалы построили на продаже хозяйственных товаров. Но просуществовал он до рождения второго ребёнка — стоять на рынке Людмила, когда на руках двое детей, уже не могла.

К счастью, предпринимательское чутьё мужа не подвело, в Поле он быстро нашёл нишу, которая позволила обеспечить семье доход, — стал предоставлять жителям посёлка и окрестных деревень услугу по доставке комбикормов. А кроме того, в семье рассудили, что жить в сельской местности и не содержать скотину и домашнюю птицу не только неразумно, но и невыгодно.

— Мне важно жить в таком месте, за которое я бы испытывала гордость. Москвой, её историей, возможностями, которые она даёт людям, нельзя не гордиться. «А что в Поле? Зачем мы сюда приехали?» — спрашивала я постоянно. Муж пожимал плечами, говорил, что здесь его родина. А родители супруга старались деликатно обходить эту тему и не устраивали со мной споров. На тот момент единственное, что меня трогало, была природа, — призналась Людмила.

Видимо, она так часто задавалась риторическими вопросами о том, зачем ей нужна Пола, а она — Поле, что однажды получила ответ. Сестра супруга, зная, что Людмила любит читать книги, подсказала ей, что в Полавской библиотеке освобождается место библиотекаря: мол, требуется сидеть и выдавать по запросу литературу.

— В апреле исполняется три года, как я работаю в библиотечной системе района. И теперь я могу сказать, почему в Поле жить круто и почему ею можно гордиться, — сообщила она. — Поскольку большая часть моей нынешней работы связана с краеведением, я сделала для себя несколько открытий. Пола — это пристанище хороших, духовно наполненных, неравнодушных людей, которые сюда когда-то переехали. Среди них такие знаменитые её жители, как краевед Симаков, поэт Булавкин, педагог Белинский. Если на улице кто-то подвернёт ногу и не сможет идти, то к нему обязательно подойдут прохожие и предложат помощь.

И всё же самое сложное на периферии для молодой женщины было принять деревенский менталитет. Это в городе, в многоквартирном доме, никому нет никакого дела до того, что происходит в соседней квартире, а в посёлке лучше не выделяться и внимание не привлекать. Такой вывод Людмила сделала после того, как им подожгли только-только отстроенный дом.

— Это было ошибкой, построить его в отдалённости от других домов. То, что это был поджог, мы с супругом уверены на все сто процентов, поскольку электричество к дому подведено ещё не было. Думали, что через месяц въедем, готовились к новоселью. Но не тут-то было — однажды утром к нам пришли с валерьянкой и сообщили, что горим. Слава Богу, что в тот вечер супруг решил там не ночевать. Было тяжело смириться не с тем, что дом потерян, а с тем, что кто-то его нам специально подпалил. Но это стало нам хорошим уроком, — вздохнула она. — Мыкались несколько месяцев в съёмной избе, а потом представился вариант купить коттедж. В настоящее время жилищный вопрос решён.

Библиотека её мечты

Пока я беседовала с Людмилой, её шестилетний сынишка развлекал себя игрой с маленькими пластмассовыми фигурками. Когда они ему надоедали, он поднимался, чтобы побродить между книжными полками. Библиотекарь Аканжалы надеется, что, став взрослым, сын будет с радостью и благодарностью вспоминать эти моменты детства.

Сейчас в её планах — сделать библиотеку неким общественным центром, где читатели смогли бы получать ещё и информацию по волнующим их вопросам, общаться друг с другом, обсуждать прочитанную книгу и увлечение. Мечтает модернизировать помещение под модельную библиотеку с удобной мебелью и необычным дизайном, располагающим к творчеству. Такие, кстати, распространены в крупных городах.

Людмила рассчитывает, что к её проекту «Добрая сказка», когда библиотекари и волонтёры создают видеоролики, где они читают художественные произведения для детей, находящихся на домашнем обучении, благодаря поддержке новгородского Центра инклюзивного образования подключатся все районы области.

— Один мудрый человек мне сказал, что грамотнее развиваться и профессионально расти не вертикально, а горизонтально, то есть быть лучшим в своей области. Моя победа, когда внутри меня раздаётся: «Ура!» — если в библиотеку пришёл новый ребёнок, и она его зацепила. Проблема соперничества книги с гаджетом в деревне тоже присутствует. Мне повезло, что на своём пути я встретила такого руководителя, как Елена Васильевна Харитонова, за которой интересно идти, — поделилась она. — Я много раз рисовала в уме картину своей жизни в Москве, если бы переезда не случилось. Предполагаю, что я так же трудилась бы среднестатистическим менеджером. А деревня всё-таки меняет мышление, ориентиры, заставляет делать акценты на других вещах. В Москве я не знала, что такое отключение света и Интернета, а если оно всё же происходило, то потом следовало тридцать три извинения. В деревне проблемы с электричеством, с подачей воды случаются постоянно, и никого не волнует, что у тебя дети и как в этих условиях собирать их на прогулку. Постепенно научилась принимать такие ситуации и даже искать в них плюсы — можно отправиться в гости к свекрови. От ругани, слёз и обращения во все инстанции систему не поменять. Сейчас, бывая в гостях в Москве у своих подруг, я начинаю вздрагивать, когда вижу, как они выбрасывают в мусорное ведро яичную скорлупу, пищевые отходы, поскольку в нашем доме это всё используется. И в этом плане я стала абсолютно деревенской.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Татьяна Харьковская мечтает переиздать «Дневник матери».

Выход из временных трудностей

Новгородка Татьяна Харьковская написала книгу о своей борьбе за здоровье сына

29.11.2023 | Линия жизни

Ирина Иосип оставила творческую карьеру в Санкт-Петербурге и занялась административными и учебными делами Мошенской школы.

Хороша душа на Чувашевой Горе

Как руководитель фольклорного коллектива из Санкт-Петербурга стала директором сельской школы в Мошенском

01.11.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова около дуба, которому почти 500 лет.

Личный интерес Любови Антоновой

Два десятилетия она посвятила изучению истории батецкого края

11.10.2023 | Линия жизни

Любовь Антонова – врач по профессии и краевед по зову души.

Блажен Блаженков

Тот, кто построил самый большой храм

04.10.2023 | Линия жизни

«В любом деле надо прежде всего оставаться человеком. И в городе, и на ферме, и в лесу. Всё ведь можно — и пилить, и охотиться. Даже нужно. Иначе деревья просто сгниют на корню. А волки так обнаглеют, что собак вместе с будками потащат — случалось и такое. Только всё нужно делать правильно».

Майор леса

Это Андрей Бунин, который считает, что всё должно быть правильно

20.09.2023 | Линия жизни

Юлия Полуянова изучает и возрождает новгородскую роспись.

Рука мастера

Педагог из Великого Новгорода возрождает традиции новгородских росписей

13.09.2023 | Линия жизни

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года