Сегодня понедельник, 17 июня 2019 года

Газета издавалась с 1838 года по 1918 год.
Издание возобновлено 29 декабря 1990 года.

Людмила Данилкина

В доме Татьяны Со-До

Для посетителей Татьяна Со-До проводит экскурсии в галерее всегда сама

Для посетителей Татьяна Со-До проводит экскурсии в галерее всегда сама

Фото: автора

Деревенская картинная галерея стала целью её жизни

О том, что в боровичском селе Сопины питерская художница Татьяна Соловьёва-Домашенко в здании бывшей школы устроила картинную галерею, жители района и дачники знают давно. И время от времени, в основном в летний период, когда владелица выставочных залов переезжает из Северной столицы жить в деревню, наведываются к ней в гости.

Двухэтажный дом на 800 кв. метров с высокими потолками и прекрасной акустикой поражает любого сюда входящего. Все залы Дома Татьяны Со-До (сокращенно от двойной фамилии. — Прим. авт.) — историко-краеведческий, книжной графики, литографический, офортный, акварельный, Румянцевский, путешествий и другие — заполнены художественными работами Татьяны Васильевны. По ее подсчетам, сейчас на стенах развешано порядка 300 картин. И коллекция продолжает расти...

«Обречена быть художником»

Первые годы жизни Татьяна Васильевна провела во Фрунзе (сейчас Бишкек. — Прим. авт.), куда после серьезного ранения в годы Великой Отечественной войны был отправлен работать художником ее отец. Но свои воспоминания она начинает с поселка Рыбацкое близ Ленинграда.

— Там в частном доме мы долгое время и жили. В прошлом Рыбацкое — зажиточное село, через Неву на другой стороне процветала немецкая слобода, уклад жизни которой отразился и на нашем местечке: городские нравы были в Рыбацком. Я эту атмосферу полудеревни, полугорода застала в детстве — с одной стороны, избы с огородами да скотными дворами, с другой — образованность жителей, их тяга к творчеству и науке, — рассказывает собеседница. — Папа — профессиональный художник, и в доме было много его этюдов, книг по искусству. Рисовать я начала рано, в кружок ИЗО ходила, в школе слыла лучшей мастерицей по картинкам. В 13 лет подала документы в художественное училище. Помню, тогда подумала: «Ну вот, теперь обречена быть живописцем. И уже не смогу выучиться на врача или библиотекаря». Понятно, что медиком без специального образования не станешь, что же касается тяги к литературе, то читала я всегда много, в питерской квартире — большая книжная коллекция, которую нужно систематизировать и в порядке содержать, так что дома я сама себе библиотекарь. Ну и еще сочинитель немного — написала две книги, в одной из которых собрала свои воспоминания и зарисовки о Рыбацком.

В советские годы художнику Соловьевой сопутствовала удача. Она еще со студенческой скамьи предпочитала графическую технику и начиная с 70-х годов стала получать предложения от издательств оформлять детские книжки, а также делать тиражный эстамп.

— Вот в этом зале и представлены как раз мои рисунки к художественным текстам, — говорит, проводя экскурсию по залам своей галереи, Татьяна Васильевна. — В общей сложности я проиллюстрировала порядка 40 книг. Среди авторов — Самуил Маршак, Александр Кушнир, Константин Паустовский...

Признается, что работать приходилось много, но труд хорошо оплачивался — семья жила в достатке.

— Все изменилось одной февральской ночью 1986 года, когда в наш дом была брошена фосфорная граната. Остались живы чудом, но муж получил 42 процента ожогов кожного покрова, и если бы не врачи военно-медицинской академии, то, возможно, не выжил бы, — со слезами на глазах вспоминает Татьяна Васильевна. — И пришлось мне взять на себя все обязанности по зарабатыванию денег, реабилитации супруга, обустройству нового жилья, созданию с нуля творческого архива. Какое-то время я еще специализировалась на графике, но поняла, что в этой трудоемкой технике мне не удастся полностью творчески восстановиться. И потому я переключилась на масляную живопись. Жизнь потихоньку пришла в привычное русло. Но к тому моменту я уже точно знала, что больше никогда не буду гнаться за достатком, а буду как художник работать только над теми сюжетами, над которыми хочется.

И она не гналась за коммерческими предложениями, даже когда развалился Советский Союз и издательства перестали печатать детские книжки огромными тиражами. Говорит, что заказы, хоть и нечастые, все же поступали — денег с них было немного, однако семье хватало на самое необходимое.

Ну а потом случились Сопины...

Берендеево царство

— К началу 2000-х в моей питерской мастерской скопилось огромное количество полотен. Я начала задумываться о том, чтобы передать их в какую-нибудь галерею с условием, что станут выставлять. Но потом поняла, что частным заведениям не будешь правила диктовать и что нужно самой браться за дело, — продолжает беседу героиня, переходя из одного выставочного зала в другой.

К тому моменту у Татьяны Васильевны уже был куплен маленький домик в соседней с Сопинами деревне. Она говорит, что с первого взгляда влюбилась в боровичскую природу, размеренную жизнь обитателей, суворовские места.

— Здесь прямо Берендеево царство какое-то! — восклицает Соловьева-Домашенко. — Часто приезжала на дачу. И знала, что на продажу выставлены два исторических здания — сельской школы постройки 1898 года и больницы того же периода возведения. Было проведено уже несколько торгов, но желающие приобрести недвижимость так и не появились. И речь зашла о сносе старых сооружений. Так уж сложилось, что в 2001 году мы продали отцовскую квартиру в Санкт-Петербурге, вырученных денег хватило мне на приобретение за 60 тысяч рублей этих двух зданий и на закупку впрок стройматериалов, вагонки, стекла.

Два первых года, как говорит владелица галереи, у нее ушло на ликвидацию очагов разрухи в двухэтажной школе — нужно было перекрыть крышу, перестелить полы, вставить окна. Причем делала художница всё это своими силами.

— Не удивляйтесь. У меня — богатый строительный опыт: как начала лет с 18 сама в домах, где жила, плотничать, бетонировать, стеклить, вагонкой стены обшивать, электрику проводить, так потом только мастерства набиралась и совершенствовалась. И даже книгу написала об этом, — говорит хрупкая 73-летняя женщина. — Не буду лукавить, в здании бывшей школы потолки высокие, и без поддержки на высотных работах не обойтись — мне дети помогали. Ну а всё остальное я сделала своими руками. Строительство в галерее для меня — это не только необходимость, но еще и любимый вид спорта. Просто бегать или скандинавской ходьбой заниматься — неинтересно, а наведение порядка в залах и физическую форму позволяет поддерживать, и конструктивно продумывать экспозиционные зоны, размышлять над темами будущих своих картин.

Про Татьяну Со-До говорят, что она — художник романтического реализма, у нее много сказочных, мифических сюжетов: если рассматривать полотна по отдельности, кажется, что это набор несвязанных фантазийных мотивов, если же окинуть взглядом всё вместе, то перед тобой предстает некий таинственный мир.

— Несмотря на возраст пишу много: летом, пока строительными и ремонтными работами в Сопинах занимаюсь, продумываю темы, делаю наброски. А зимой всё это переношу на холсты, — продолжает беседу Татьяна Васильевна. — И выставляюсь часто. В Санкт-Петербурге и в сборных экспозициях участвую, и персональные выставки бывают.

Галерея — это только начало...

Последние две зимы художница плотно по Боровичам работала. Говорит, что город на Мсте напоминает ей Рыбацкое. Она исходила его вдоль и поперек, дома кипа набросков лежит. В следующем году, когда Боровичи будут отмечать 250-летие, в краеведческом музее Татьяна Соловьева-Домашенко займет зал своими картинами местной тематики.

— А еще я хочу написать и проиллюстрировать книжку про знаковые места Боровичского района. Что же касается галереи в Сопинах, то все помещения уже задействованы по прямому назначению, — рассуждает о планах собеседница. — В прошлом году от Боровичей в сторону деревни отремонтировали дорогу. И теперь летом ни одни выходные не обходятся у меня без посетителей. Денег с людей я не беру, всегда рада экскурсию по залам провести. Ребятишкам особенно нравится здесь: помещения большие, лестница широкая, мои иллюстрации детских книжек их притягивают и большие сказочные полотна.

Если здание бывшей школы стараниями художницы почти полностью приведено в порядок, то в одноэтажной больнице работы еще продолжаются.

— Строения, которые я некогда приобрела, не являются объектами культурного наследия, то есть охранные обязательства на них не распространяются, но при этом проекта реконструкции я должна придерживаться, — поясняет героиня. — Так вот в больнице необходимо сделать три веранды с отдельными входами — до конца этого года хочу завершить. Что на этих площадях будет в перспективе? Мечтаю открыть там культурный центр, проводить фестивали для рисующих людей. А в пристройке к школе, в которой в прошлом была столовая и которую сейчас использую под склад, предполагаю обустроить сказочное царство — из изделий декоративно-прикладного творчества.

* * *

Прощаясь с нами у ворот своего владения, Татьяна Васильевна начала перечислять то, что ей еще предстоит в ближайшие дни доделать в галерее. Сказала, что времени на раскачку нет, так как 18 мая, в Международный день музеев и в день памяти генералиссимуса Александра Суворова, построившего в Сопинах Храм Святой Живоначальной Троицы, Дом Со-До должен быть готов к официальному началу выставочного сезона-2019.

РЕКЛАМА

Рекомендуемое

Еще статьи

Тандем супругов-художников Александра Варенцова и Светланы Акифьевой создаёт новую творческую силу

Когда есть холст, кисти и краски

Самое важное для художника Александра Варенцова — оставаться искренним

12.06.2019 / Линия жизни

За плечами Александра Прокофьева 43 года стажа, из которых 35 — он на капитанском мостике

Прогулочный настрой

Мастерство экипажа туристического теплохода в том, чтобы гости корабля не отвлекались ни на что, кроме отдыха

29.05.2019 / Линия жизни

В планах Людмилы Аканжалы — сделать библиотеку общественным центром

«Негативщиков просьба не беспокоить»

О том, как москвичка покорила парфинскую глубинку

24.04.2019 / Линия жизни

Отец Николай стал студентом духовного училища, когда ему исполнилось 46 лет

«У каждого должна состояться своя встреча с Богом»

История о том, как мичман стал настоятелем храма в Поддорье

10.04.2019 / Линия жизни

Вагиф АГАЕВ: «Почему-то принято считать рыбаков врунами, а их рассказы — небылицами. Могу поклясться, что рыбаки — самые честные люди! Просто на рыбалке происходят очень удивительные истории. А как про них не рассказать?!»

Самые честные люди,

или Рыбацкое счастье Вагифа Исмаиловича

27.03.2019 / Линия жизни

Летописи не врут

Но лишь немногие умеют их читать

20.03.2019 / Линия жизни

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.06.2019 года
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА