Старинную новгородскую сойму, которую восстанавливают на берегу Ильменя, подготовили к зимовке
Минувшим летом на берегу озера Ильмень в деревне Устрека Старорусского района началась удивительная история. Группа добровольцев объединилась вокруг большого и важного дела восстановления технологии строительства ильменской соймы — последнего представителя народных парусников в России.
Ильменская сойма — разновидность лодок для плавного лова рыбы, которой пользовались местные рыбаки, — известна как минимум с начала XX века. В 90-е годы на смену деревянным соймам пришли железные, оснащенные моторами лодки, и строительство деревянных сойм прекратилось.
Инициатором сохранения секретов строительства ильменской соймы стал москвич Владимир Щетанов, один из основателей Водлозерской артели — сообщества, созданного для поддержки и освещения работы группы исследователей и любителей самобытного мореходства.
Его помощниками стали Александр Мякошин, последний судостроитель на Ильмене, который когда-то строил соймы, Сергей Демешев, старорусский рыбак в пятом поколении, кормщик и большак рыбацкой артели в Устреке, и рыбаки Алексей Кузьмин и Владимир Клевцов.
Планировалось, что осенью участники проекта спустят сойму на ильменскую волну, чтобы испытать её ходовые качества. Но надежды не сбылись. Нередко в работу вмешивалась погода, шли дожди, из-за которых приходилось останавливать дело. Но за лето и половину осени участники уникального проекта успели многое.
— Сойма почти полностью построена, — рассказал Владимир ЩЕТАНОВ. — Остались мелочи, которые будем доделывать весной. Выходить в озеро пока нельзя — сойму нужно проластить и оснастить. Необходимо сделать мостки — палубу, обустроить шалашку — каюту, проластить и просмолить лодку, пошить паруса, изготовить мачты и отпорки, обзавестись необходимыми снастями.
На днях лодку подготовили к зиме. Для начала пропитали корпус антисептиком, из-за чего сойма приобрела зеленоватый оттенок, который, как говорится в сообществе проекта в ВКонтакте, уйдет вместе с просмолкой. Затем лодку укрыли строительным пленочным тентом. «Вообще-то, обычно соймы на зиму тут не укрывали, но нам жалко оставлять без защиты еще не повидавшее озеро судно», — написали участники проекта. Зимовать сойма будет на верфи в Устреке, где и строилась.
— Трудностей всегда хватает, но нет ничего нерешаемого, — рассказывает Владимир Щетанов о том, как идёт работа. — Конечно, не помешает любая материальная помощь от неравнодушных людей.
Сейчас единомышленники обсуждают, какими будут паруса на новгородской сойме. По словам Владимира Щетанова, парусину для них приобрести в России можно, но кроить и шить строители лодки будут самостоятельно. Необходимо определиться с формой парусов, которая с приходом моторных сойм изменилась. За советами и помощью участники уникального проекта будут обращаться к рыбакам.
Напомним, проект Владимира Щетанова предполагает не только строительство соймы, её оснащение, но и испытание её мореходных и эксплуатационных качеств на Ильмене, съёмку чертежа и создание отчетного видео о строительстве и технике плавного лова рыбы.
Видео, фотографии, рисунки после завершения работ будут доступны всем желающим — как учёным, так и всем тем, кто интересуется историей России, новгородского края, рыбного промысла и народного мореходства. Часть информации уже можно найти в сообществе проекта в ВКонтакте «Ильменская сойма».
*Ильменская сойма — разновидность лодок для плавного лова рыбы, которой пользовались рыбаки на озере Ильмень.