Парфинские библиотекари выпустят книгу об исчезнувших деревнях
На протяжении последних трёх лет библиотекари собирают информацию о деревнях, названий которых уже давно нет на географических картах. На том месте, где когда-то жили, работали, растили детей, сейчас можно увидеть лишь одни бугорки от домов, грубую траву, одичавшие яблони, заросшие кладбища.
По словам инициатора проекта — библиотекаря из деревни Хмелёво Елены ХАРИТОНОВОЙ, идея увековечить память о деревнях родилась совместно у краеведов и библиотекарей. Поддержали замысел педагоги и школьники, интересующиеся историей родного края.
— Пришло время, когда этой темой надо серьёзно заняться, — говорит сельский библиотекарь. — По большому счёту мы хотим рассказать не о населённых пунктах, а о жителях. Пока старожилы в здравии, надо успеть их расспросить. Рассказы о деревнях будут по возможности дополнены фотографиями.
Пожалуй, самая известная исчезнувшая деревня в районе — Зорянка. Там в предвоенном 1940-м родился Александр Петрович Симаков, известный в районе краевед, член Союза писателей России. Небольшая Зорянка с двумя десятками дворов, как и множество других деревушек, оказавшихся в Рамушевском коридоре, была полностью разрушена в боях в 1942 году.
65 деревень исчезло с территории района за годы Великой Отечественной войны. На эти данные из Книги памяти Парфинского района и ориентируются местные библиотекари в своём исследовании.
Ей и ещё десяти, не сумевшим возродиться, Симаков посвятил свою книгу «Зорянская округа погибших деревень», где нашли отражение его горькие впечатления и ностальгические воспоминания. Более того, автор сумел восстановить схемы улиц. А на берегу рядом протекающей Ларинки он обнаружил шесть каменных оснований под водяные мельницы. Трудолюбивый и хлебосольный здесь жил народ.
Три года ушло у Симакова на встречи с людьми, поиск документальных подтверждений. В 2008 году ему удалось опубликовать свой литературный труд.
— Александр Петрович остановился на территории Полавского сельского поселения. Наша цель — найти сведения о всех деревнях района, — пояснила директор Межпоселенческой централизованной библиотечной системы района Елена АБРАМОВА. — Проект поддержали районные власти. Библиотекарям предоставляется машина администрации, чтобы они могли выехать в отдалённые деревни и опросить население. Во время интервью ведём аудиозапись. Ждём от неравнодушных парфинцев копии сохранившихся фотографий, документов, писем — всего, что подойдёт для наполнения сборника. В этом году планируем подготовить и обработать материал, в следующем — будем участвовать в областном конкурсе «Новгородика». Хотим на его грант издать книгу.
В 2010 году благодаря Александру Петровичу и другим небезразличным к родной земле парфинцам близ Новой Деревни появился скромный информационный щит «Памяти исчезнувших деревень». Имеются и у библиотекарей предложения по поводу того, как обозначить места деревенских атлантид. По их мнению, мемориальным знаком может стать обыкновенная лавочка — символ настоящей русской глубинки.