Аэродромный массив
{thumbimage 150px 1}Казалось бы, ещё совсем недавно из новгородского аэропорта в Юрьеве отправлялись регулярные пассажирские рейсы в Москву, Петербург, на курорты необъятной Родины и города европейской части России. Каждый день поднимались и садились здесь Ан-24 и Як-40, прибывали самолёты с максимальным взлётным весом 24 тонны. Также аэропорт мог принять вертолёт любого типа. Однако с развалом СССР количество рейсов сокращалось до тех пор, пока полеты совсем не были прекращены в 1997 году, а в 2002 году аэропорт и вовсе был выведен из эксплуатации. В нулевых годах здесь обосновались картингисты и любители игры в пейнтбол. Кстати, у последних был свой уникальный объект, которым, если верить Интернету, не мог похвастаться ни один клуб в России, - это стоящий на взлётно-посадочной полосе заброшенный Як-40. До марта 2011 года он напоминал о былом аэропорта, теперь не стало и его - воздушное судно утилизировано.
Сейчас здесь кипит работа - строители возводят первую очередь жилого комплекса «Аркажская слобода», которая должна быть сдана в 2013 году. Уже вырыты котлованы, завезены бетонные плиты, над бывшей взлётно-посадочной полосой выросли стрелы кранов, а сама ВПП превратилась в дорогу для грузовиков и укрылась под слоем песка и гравия. Совсем скоро уже ничто не будет напоминать о том, что в Новгороде когда-то вообще был аэропорт. Можно ли было сохранить его в Великом Новгороде?
- Я думаю, что аэродром восстановить было нельзя по нескольким причинам. Главная - это то, что он находился в опасной близости от жилых домов, и уже был, к сожалению, несколько лет назад прискорбный случай с падением самолёта. Поэтому дальнейшее развитие этого аэропорта было невозможно, - ответил на вопрос «НВ» губернатор Новгородской области Сергей МИТИН.
Есть, правда скептики, ратующие за развитие авиации на территории региона, которые утверждают, что гораздо проще и дешевле было в своё время именно жилые дома перенести, нежели сносить такой дорогостоящий и значимый объект инфраструктуры, как аэропорт. Только, видимо, забывают люди о том, что просто так взять и снести жилые массивы сейчас никто не может, а выкупать нет никакого смысла. Тем более что у Великого Новгорода появилась альтернатива - военный аэродром в Кречевицах, который и собирались приспособить под нужды гражданской авиации...
По рельсам быстрее
Аэропорт - дорогостоящее предприятие, вокруг которого должна быть развита собственная инфраструктура. И микрорайон Кречевицы подходит по всем параметрам. Ещё при предыдущем губернаторе кречевицкий аэропорт был включён в программу развития транспортной инфраструктуры, и вплоть до 2009 года планы эти регулярно озвучивались. Затем, когда область так и не дождалась авиадискаунтеров, которые бы выступили соинвесторами проекта, планы открытия аэропорта были перенесены на 2012 год. Однако и им, похоже, не суждено воплотиться в жизнь. Во время онлайн-конференции, проводимой в блоге
Сергея Митина, наш корреспондент поинтересовался о дальнейшей судьбе проекта. И получил исчерпывающий ответ:
«В 2009-2010 годах за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников проведено удлинение взлетно-посадочной полосы на 500 метров, установлена светосигнальная система огней малой интенсивности, закуплены средства радиотехнического обеспечения поле-
тов и авиационной электросвязи. Проект строительства регионального аэропорта включен в перечень стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. В настоящее время разработан проект «Обустройство аэродрома «Кречевицы» для полетов гражданских воздушных судов и строительство на его основе аэропорта для Великого Новгорода». С Министерством обороны РФ решается вопрос о передаче в аренду администрации области земельных участков под размещение аэровокзального комплекса и средств посадки.
Дата начала строительства будет определена после решения вопроса о финансировании данного проекта. В настоящее время идет поиск инвестора».
Специально для «НВ» губернатор пояснил, что удлинённая ВПП позволяет уже сейчас принимать самолёты всех типов, огромные площади позволяют расширять аэропорт и делать настоящий транспортный узел - «подтянуть» расположенную рядом железную дорогу, автомобильную трассу Новгород - Усть-Луга и даже водный транспорт. И возможное развитие этого узла Сергей Митин видит только в организации грузовых перевозок. Потому как развитие наземного транспорта, по мнению главы региона, в настоящий момент ставит под сомнение необходимость пассажирских авиаперелётов.
- Я, наверное, чаще, чем кто-либо из новгородцев пользуюсь поездом «Сапсан». За три часа доезжаю до Москвы и попадаю не на окраину, как если бы это было на самолёте, а сразу в центр города. Быстрее и удобнее. Наличие подобного транспорта ставит под сомнение экономическое обоснование пассажирских авиаперелётов, - поделился своим мнением с нашим корреспондентом Сергей Митин.
{thumbimage 150px 1}Действительно, кроме «Сапсана», а он, к слову, через Великий Новгород не проходит, железнодорожники предлагают через несколько лет запустить скоростные электрички «Ласточка» до Санкт-Петербурга, которые будут доезжать до Московского вокзала северной столицы чуть больше, чем за час, да и проект под названием «ВСМ-1» не за горами. Кроме того, по территории Новгородской области пройдёт автомагистраль Москва - Санкт-Петербург. Что же, получается, самолётам действительно не место в новгородском небе?
Малая, да удалая
Зато у малой авиации, похоже, впереди светлое будущее. Небольшие, лёгкие в обслуживании самолёты, не требующие развитой инфраструктуры и даже основательной взлётно-посадочной полосы, сейчас востребованы в санитарной авиации (они выполняют доставку пострадавших в ДТП в больницы), с их помощью контролируют лесные массивы на предмет возможных очагов возгорания и даже помогают эти очаги погасить, используются в авиаразведке при паводках... И пока никаких планов на пассажирские перевозки. Хотя старожилы, возможно, помнят и регулярные рейсы между областным центром и отдалёнными районами, и прямое авиасообщение между райцентрами и даже авиарейс Новгород - Старая Русса.
А вот полноценный аэродром для малой авиации, как выясняется, в области остался только один - в Борках, что в 18 километрах от Великого Новгорода. Тот самый, который сегодня принимает участников памятного авиаперелёта из Петербурга в Москву. Принадлежит этот аэродром региональному отделению ДОСААФ, а вот в авиапарке на ходу всего только два самолёта - АН-2 и Як-18. Ещё два уже никогда не полетят и готовятся в настоящий момент к списанию. Как объяснили местные авиаторы, всё из-за того, что по закону нельзя ремонтировать самолёты, которые выпущены раньше 1975 года. И вроде бы второй АН-2 1968 года выпуска смог бы ещё подняться в небо, да никто ему уже этого не позволит сделать.
Именно эти два самолёта и выполняют вышеперечисленные задачи, плюс ко всему позволяют новгородским спортсменам-парашютистам выполнять прыжки, энергетикам - искать разрывы сети после ветровалов...
Имея такой парк, говорить о пассажирских перевозках даже как-то неудобно, однако мы всё-таки задали вопрос начальнику Новгородского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ Вячеславу СЕНИГОВУ о том, видит ли он будущее новгородской пассажирской гражданской авиации. Ведь АН-2 способен преодолевать без дозаправки порядка 1100 километров.
- Конечно, развитие у нас в области пассажирской малой авиации возможно, только для него нужно, естественно, финансирование. И, как мне кажется, государственное. Потому что нужно иметь зарегистрированный самолёт, пилотов с правом вождения, зарегистрированный аэродром или площадку. Ничего невозможного нет, просто это стоит денег. А вообще, потребность в авиакомпании, которая бы занималась и перевозкой грузов, и перевозкой пассажиров в те же Псков, Тверь, Петербург и другие города, есть, - считает начальник авиаспортивного клуба.
Площадки, кстати, нужно бы восстановить. Как поведали авиаторы, в тех районах области, где когда-то были взлётно-посадочные полосы для «кукурузников», они сейчас используются... фермерами. Асфальтированная или бетонированная полоса не даёт проникать в землю токсичным веществам и отходам, за которые штрафуют, поэтому на ВПП очень удобно делать, скажем, свалку или хранилище для навоза.
Тем не менее, по словам Вячеслава Викторовича, малая авиация даже в том виде, в котором существует сейчас, смогла бы составить конкуренцию наземным видам транспорта - в тот же Петербург лететь около 50 минут. По трассе ни одна машина с такой скоростью не проедет. Будет и потребитель, главное продукт ему предоставить. А вопрос, как уже было сказано, только в деньгах и заинтересованности инвесторов этими проектами, да и авиапарк не мешало бы подновить...
В Поддорье, например, петербуржцы хотят построить авиадеревню. Значит, кому-то этот проект кажется выгоден? И кто знает, может быть, уже через несколько лет самолёт в новгородском небе не покажется такой диковинкой, какой он смотрится сейчас...
По словам главы Поддорского муниципального района Александра
БУЛЕНКОВА, работа над проектом создания авиадеревни уже началась:
- Был проведён осмотр будущей застраиваемой территории и организована топографическая съёмка. Мы почти готовы приступить к созданию проекта застройки, уже с привязкой к конкретной территории. Но первостепенно нужно согласовать многие моменты с областной администрацией, - говорит Александр Николаевич. - В настоящий момент деревня Кулаково заброшена, там нет постоянных жителей. Таким образом, реализация проекта авиадеревни поможет возродить населённый пункт.
На данный момент поступило две заявки от летчиков Москвы и Санкт-Петербурга, заинтересовавшихся этой идеей. Пока что цифра катастрофически мала, и неизвестно, изменится ли что-то в ближайшем будущем.
- История Кречевиц как военного гарнизона началась в XIX веке. И история эта - не только сражения, учения, победы и потери, сооружения, вооружение и стратегические задачи, но прежде всего люди, решавшие эти стратегические задачи на протяжении двух столетий и просто жившие и живущие в гарнизоне.
Полк был сформирован указом Александра I в 1814 году в Версале, по взятии Парижа. По замыслу императора, он должен был стать живым памятником русской победе над Наполеоном. Кстати, с того момента до самой кончины Александр Павлович носил мундир именно этого полка.
Стараниями капитана Маркитанова славное боевое прошлое забытого полка сегодня возвращено из небытия. Полк снова обрел имена, лица, марши, регалии и подробности быта, вплоть до выкроек обмундирования. Но зона поиска исследователя гораздо шире: вся история Кречевицкого гарнизона. А с воинскими частями, квартировавшими в поселке Кречевицы, связаны многие имена и события далеко не поселкового масштаба. Так или иначе, к этой гарнизонной эпопее оказываются причастными великие поэты, великие полководцы, даже великие шахматисты: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гумилев, Георгий Жуков, Михаил Ботвинник, Герман Tитов и многие другие.
- Интересно, а собранного вами материала на музей хватило бы?
- С обустройством мало-мальской выставки, не говоря о музее, в городе совсем туго. Или будут кивать головой и соглашаться, а потом пропадут, или вовсе пошлют в далекие дали, мотивируя тем, что я никто и звать меня никак, и никому эта моя история не нужна. Да разве ж то моя история? Новгорода нашего еще одна сторона, столь же интересная, как и остальное его культурное наследие. Так и собираю все сам и храню все это у себя дома. Может, не я, может, дети мои сумеют добиться поставленной цели, продолжая мое нелегкое дело... Музей - это ведь не только история, это помещение, стенды, экспонаты, зарплаты сотрудникам...
Старательно копаясь в прошлом, про настоящее казарм, на территории которых с 1926 года располагается аэродром, Маркитанов тоже не забывает:
- К сожалению, сейчас там даже военных почти не осталось, лишь ремонтная часть, которая чинит самолеты различных отдельных полков и отрядов. Территорию вовсю готовят к строительству будущего аэропорта. Два года назад полосу аэродрома увеличили на 500 метров, и теперь её длина составляет почти два километра. А ввиду 142-метровой ширины, не считая грунтовой части, практически любой тип самолета сможет приземлиться без последствий. Такие глобальные изменения, конечно, хороши, но боюсь, что вместе с землей они закатают в асфальт и всю кречевицкую историю.
Анна КУПРИЯНОВА
фото Владимира МАЛЫГИНА
и из архива «НВ»