- Он и сейчас еще там, - Галина Фёдоровна, мать погибшего, кивает на страшную «десятку», которую близким Артема пришлось тащить на тракторе к своему дому в деревне Никулино.
Машина в цветах. Так надо. Но каково матери видеть это изо дня в день?
6 марта было Прощеным воскресеньем. Юрий Степанов позвонил сыну из Новгорода и по православному обычаю попросил прощения. Откуда было ему знать, что разговаривает с Артемом в последний раз?
Вечером Артем отправился в райцентр, в клуб. Возвращался домой уже в ночь. Сказал матери по мобильнику, что скоро приедет. Она привыкла верить сыну, но его все не было. В тревоге мать снова и снова набирала его номер. Сын не отвечал.
7 марта в начале дня за деревней Верехново на заснеженной дороге, ведущей в сторону малонаселенной деревни Замошье, куда подъезд даже не чистят, была обнаружена сгоревшая машина. На заднем сиденье находился труп ее владельца - Артема Степанова.
Что было делать Артему ночью в этом «тупике»? Почему у машины было полуоткрыто стекло задней двери, а парень, судя по положению тела, не пытался вылезти наружу? Изначально ряд обстоятельств наводил на мысль, что происшедшее имеет криминальную причину. Однако уголовное дело Старорусским межрайонным следственным отделом было возбуждено лишь спустя месяц. По части 1-й статьи 105 УК: умышленное причинение смерти другому человеку.
Бывших супругов Галину и Юрия Степановых объединило горе. 7 марта у них была еще маленькая надежда на чудо: а вдруг это не их сын? Тело опознали по уцелевшим вещам, предметам, которые принадлежали Артему. Например, по армейской пряжке - недавно отслужив в армии, молодой человек ходил с солдатским ремнем. И у родителей осталось лишь одно желание: виновные в гибели единственного сына должны быть наказаны.
Грейдером по уликам
{thumbimage 150px 1}Это преступление из разряда трудно раскрываемых. Одну из причин тому потерпевшие, а ими являются родители, видят в том, что не на высоте оказалась оперативно-следственная группа. Свои наблюдения Галина и Юрий изложили в жалобе, которая была адресована прокурору области, начальнику УМВД области и руководителю Следственного управления СК России по Новгородской области.
- До начала осмотра места происшествия и трупа все имеющиеся следы, в том числе следы протекторов шин, ведущих к сгоревшей машине и вокруг нее, были уничтожены, - утверждает она.
Юрий Степанов, приехавший к месту трагедии позже, заметил следы других автомашин, а также обуви у задней дверцы автомобиля сына. По его просьбе это сфотографировал представитель пожарной службы - начальник районного отделения надзорной деятельности ГУ МЧС России по Новгородской области Александр Гуцалюк. Затем отец с недоумением наблюдал, как территорию расчищает грейдер, пригнанный неизвестно по чьему распоряжению. В последующие дни уже сами родители подбирали в машине и рядом с нею то, что не было взято при первичном осмотре: останки сына, сгоревший мобильник, цепочку.
Вот что сказал «НВ» Александр ГУЦАЛЮК:
- Оцепление зоны было не на должном уровне, что повлияло на сохранность следов автомобилей, снегоходной техники, людей и животных. К тому же на момент прибытия нашего эксперта кузов машины был вскрыт, что само по себе нежелательное обстоятельство.
Полицию всякий может обидеть?
Что думает о претензиях к нему и его подчиненным начальник ОВД по Волотовскому району Михаил Бутылин? Особо распространяться на эту тему ему ни к чему. Есть ответ на жалобу, присланный матери погибшего заместителем начальника УМВД по Новгородской области Федором Скидановым: служебная проверка показала, что «сотрудники ОВД по Волотовскому району действовали в соответствии с нормативными актами и ведомственными приказами».
- По-человечески я понимаю Степановых и сочувствую им, - говорит БУТЫЛИН. - Но их жалобы - это в основном эмоции. Как Галина Федоровна могла проследить за нашей работой? Ведь в шоковом состоянии была, сознание теряла. Ну не поймали мы сходу никого за руку, тяжело это. А раз виновников нет, то, понятно, полиция во всем виновата.
Михаил Федорович добавил вот еще что: «Ни один из наших сотрудников к возникновению данного происшествия отношения не имеет». Видимо, неспроста добавил. Волот мал, все друг друга знают. Для местных не секрет, что у Артема были личные проблемы кое с кем из сотрудников ГИБДД. Друзья погибшего в курсе этого. А мать уверяет, что сын даже побои показывал. Обращаться никуда не стали, поскольку без свидетелей все произошло. По мнению Галины Федоровны, и лишение Артема водительских прав, а 15 марта должен был состояться суд, тоже произрастает из личной неприязни.
- У нас никакой корысти нет, мы однозначно за то, чтобы дело было расследовано и принято справедливое решение, - подытожил Бутылин.
Короткое замыкание
Однако когда Галина Степанова обратилась в ОВД с тем, чтобы было возбуждено уголовное дело о поджоге автомобиля, ей отказали. Заявление Степановой - от 4 апреля. Через два дня межрайонный следственный отдел завел-таки дело, но уже по факту убийства. И полиции не было нужды заниматься отдельно поджогом. Но зачем же начальник криминальной милиции ОВД по Волотовскому району Алексей Занин, вынося постановление об отказе, «забежал» вперед следствия, представив дело как несчастный случай? Майор Занин ссылается на материалы доследственной проверки, утверждая, что на месте происшествия не обнаружено следов посторонних лиц и других транспортных средств. И на данные экспертиз. К примеру, в судебно-медицинском исследовании от 31 марта говорится, что «причина смерти гр. Степанова А.Ю. не определена ввиду резко выраженных разрушений органов и тканей трупа пламенем огня». А пожарно-техническое исследование от 19 апреля показало, что очаг возгорания расположен в салоне автомобиля. В итоге товарищ майор делает вывод, что возгорание произошло от короткого замыкания электропроводки при работающем двигателе, а также при курении в салоне самого владельца автомобиля.
Между тем данные исследований противоречивы. Так, последняя из экспертиз показала, что погибший был трезв, тогда как ранее утверждалось, что он находился в состоянии легкого опьянения. И самое свежее из пожарно-технических исследований - на стеклах автомобиля выявлены следы минерального масла. Из чего вполне можно предположить поджог.
Тише, идёт следствие!
Следователь Старорусского межрайонного следственного отдела следственного управления СК России по Новгородской области Алексей ВАСИЛЬЕВ в комментарии был скуп: «Срок расследования продлен, работаем, подробности рассказывать пока не имею права». По словам Васильева, изучаются все обстоятельства, которые могли бы привести к гибели молодого человека: личность его самого, круг знакомых и так далее.
Тем временем родители Артема чуть ли не параллельное следствие ведут. Уже вскоре после трагедии к ним обращались разные люди, обычно не называя своих имен. Звонки порой были странные. «Смотри огнестрел!» - и ни слова больше. Также уверяли, что Артема везли за Верехново мертвым, а за его машиной еще какая-то ехала. Без номеров. Как это все понимать? Моральная поддержка или соль на раны?
Всем знающим людям к следователю бы наведаться. Что мешает? По словам Степановой, разговаривая с жителями Верехнова, она узнала, что с ними проведена «разъяснительная работа» типа - станете много болтать, и с вами так будет. Опять же: правда или придумка? Но факт тот, что от крайних домов до места, где пылала «десятка», расстояние не столь велико. Жители вполне могли что-то видеть.
В отчаянии Галина Федоровна к экстрасенсам уже обращалась. И каждый поведал примерно одно и то же: двое-трое чужих в машине, спор о деньгах, тоска по дому... Негусто. Так загадки не отгадываются.
И вообще, всем нам хотелось бы, чтобы и это, и все прочие преступления стопроцентно расследовались самими правоохранительными органами. И коль скоро народная молва, а ее отголоски можно услышать далеко от Волота, не в пользу людей в форме, то разгадка криминального ребуса для них - дело чести.
Владимир БОГДАНОВ (фото)