Понедельник, 25 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Сюжеты из жизни

{thumbimage 150px 1}Коротая страшные дни блокады за рисованием, народный художник России Дмитрий ЖУРАВЛЁВ и не подозревал, что детское увлечение станет его предназначением

Как вспоминает Дмитрий Власович, в тот солнечный, но довольно прохладный день 22 июня он, семилетний ленинградец, стоял в очереди за квасом, когда по радио объявили, что началась война.

- Не могу описать свои чувства в тот момент: было одновременно и жутко, и непонятно. Как это - война? Что это? Хотя слухи о войне ходили давно, имя Гитлера нередко произносили в семьях. Я тут же побежал домой и рассказал об услышанном маме. Как ни странно, она не заплакала, а только сказала, что нужно скорее идти покупать соль и подсолнечное масло.

Сила единства

В 1941 году Дима должен был пойти в первый класс, но война всё изменила. Вместо торжественной линейки будущих первоклассников и школьников собрали, чтобы эвакуировать в Вологодскую область. На сборный пункт пришёл и наш герой.

- Я, как и положено, явился к определённому времени, даже чемоданчик какой-то собрал, - рассказывает Дмитрий Власович. - Правда, маме почему-то об этом ничего не сказал, или она забыла просто... Прибежала за мной, за руку схватила, поддала, конечно, как следует, и увела домой. Знаете, у мамы всегда имелось какое-то сильное природное чувство: чтобы ни случилось - быть только вместе. В эвакуации ведь можно потеряться, погибнуть, и никто не узнает, где ты. Хотя мой старший брат был эвакуирован в Куйбышев на авиационный завод вместе с учащимися ремесленного училища, которое он посещал. Он писал нам письма: как устроился на новом месте, чем занимался. Но через год пропал без вести... Так мы и не знаем, что же с ним случилось. А мы с мамой и папой всю блокаду прожили в Ленинграде.

Страшная тёплая жизнь

Жили Журавлёвы в одной из семи комнат коммуналки первого этажа на Предтеченской улице, у Обводного канала. Летом 1941-го начались бомбёжки, артобстрелы.

- Когда мы первый раз побежали в бомбоубежище, я увидел убитых, - говорит Дмитрий Власович. - Почему-то их накрывали газетами. Мне это было удивительно. В первые месяцы бомбили довольно плотно, поэтому в убежищах люди бывали чаще, чем в своих домах. Нам повезло - наш дом практически не пострадал.

Вообще Диме Журавлёву повезло, если так вообще можно сказать о детях, оставшихся в блокадном Ленинграде: он пережил это тяжелейшее время с родителями.

- На момент начала войны отцу было уже за пятьдесят, он не был военнообязанным, работал на паркетной фабрике. Производство перепрофилировали и делали деревянные мины, - продолжает Дмитрий Журавлёв. - Я помню, это были небольшие деревянные ящички, внутрь которых закладывались взрывчатка с детонатором, а сверху накладывалось стекло.

Отец иногда приносил с работы опилки, ими мы топили печь, поэтому в комнате у нас всегда было тепло. Может, поэтому мы и выжили, хоть и были голодными и истощенными, но не замерзали.

Заворожённый рисунком

Пока отец был на фабрике, мать работала на разборке завалов, маленький Дима был предоставлен самому себе. В это время он самозабвенно рисовал, сидя у теплой печки.

Рисованием мальчик увлекся годом ранее, когда после автомобильной аварии лежал в больнице. Мальчишки в палате постоянно что-то чиркали карандашом. Диму настолько заворожило их умение изображать на листке бумаги настоящие корабли, самолёты, которые вживую мало кто и видел, что он тоже с большим интересом взял в руки карандаш.

- Во время блокады я рисовал войну: взрывы, танки... И ещё мне почему-то очень нравилось раскрашивать клеточки в тетрадях для арифметики. Причём я старался сделать определённый орнамент, подбирал цвета. Потом очень старательно срисовывал картинки из книжек. В нашей квартире тогда скопилось огромное количество книг, многие были красиво и ярко иллюстрированы. Дело в том, что у нас эвакуировалось больше половины дома, в пустующие комнаты заселяли людей, чьи квартиры были разрушены, или селили солдат. А вещи из занимаемых квартир почему-то приносили к нам, просто складывали в комнаты: ведь из семи комнат нашей квартиры мы занимали только одну.

У меня никогда не было детских книжек: жили мы бедно. Я рос в обыкновенной крестьянской семье, которая во время коллективизации переехала в Ленинград. Поэтому, когда я увидел книжки с иллюстрациями Васнецова, скульптурами древнегреческих богов из учебников по истории, тут же принялся их срисовывать. Сидел часами с листом бумаги и карандашами, стараясь до мельчайших подробностей передать сюжет, эмоции героев. И надо признать, у меня это неплохо получалось.

Учебный процесс в блокадном Ленинграде возобновили в мае 1942 года. А осенью у детей началась уже полноценная учебная жизнь. Как это ни странно, но в войну в Ленинграде работало много школ...

За время учёбы бывало всякое: и повторять таблицу умножения в бомбоубежище приходилось, и песни под звук артобстрела разучивать. Но увлечение рисованием Дима не оставлял несмотря ни на что. В 1953 году он окончил среднюю художественную школу при Академии художеств СССР в Ленинграде с золотой медалью и поступил в Институт имени И.Е. Репина Академии художеств на живописный факультет. В 1959-м Дмитрий Власович закончил институт по мастерской профессора И.А. Серебряного, и с тех пор живописец живёт и работает в Новгороде. Визитной карточкой Журавлёва являются новгородские храмы, и у художника нет практически ни одной картины, посвящённой теме блокады. «Может, вы специально избегаете таких сюжетов?» - поинтересовались мы в мастерской живописца.

- Такой мысли, чтобы специально не писать войну, не было. Мне просто не хотелось изображать ужасы блокады. Я видел пейзажи разбомблённого Ленинграда кисти старшего поколения живописцев. Тогда была целая плеяда художников-блокадников: Борис Угаров, мой учитель профессор Иосиф Серебряный, Ярослав Николаев.

У Бориса Угарова была очень интересная картина, где чёрная фигура тянет санки, на которых лежит труп, завернутый в белый саван. Помню, контраст темного и светлого тогда меня очень впечатлил. Я долго ходил под этим ощущением и думал, что надо что-то написать, но так ничего и не написал, ведь он иначе как-то чувствовал, нежели я.

Хотя была у меня одна большая картина «Спасённые дети», посвящённая женщине, которая в годы войны в Тверской области выхаживала детей, которые потерялись, остались без родителей. Они жили в землянке, прячась от немцев. Такой своеобразный детский дом в лесу. Я запечатлел момент, когда она стоит с детьми в пролеске, откуда выходят наши солдаты и встают перед ней на колени... Это тоже война, но другая.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА