Но настороженность новгородцев не смутила врача с мировым именем, скорее наоборот. Он объяснил собравшимся, что причины появления редких заболеваний нужно искать в прошлом человечества. По его мнению, известный итальянец эпохи Возрождения был одним из первых ученых, обративших внимание на то, что общие физиологические признаки передаются по наследству, и в качестве доказательства Чучалин продемонстрировал «Мадонну Бенуа» да Винчи: «Обратите внимание на лоб у мамы и у сына, на форму ушей, носа. Художник мастерски продемонстрировал генетическое единство».
Чуть позже врач показал еще одну работу гениального флорентинца — «Витрувианский человек». В ней, как принято считать, художник дал канонические пропорции человеческого строения. Но, по убеждению Александра Чучалина, поза мужчины с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывающаяся в «квадрат древних», и поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывающаяся в круг, — это не что иное, как гармония души и тела. «К сожалению, после смерти да Винчи изучение особенностей появления сходства в родственниках, что напрямую связано с появлением новых заболеваний, передающихся по наследству, было надолго забыто. И вновь к этому вопросу люди вернулись лишь столетия спустя», — подчеркнул Чучалин.
Позже в беседе с Александром Григорьевичем я не могла не спросить, в контексте его врачебного взгляда на творчество итальянского живописца, об отношении к нашумевшему роману Дэна Брауна «Код да Винчи». Он ответил, что американский писатель придумал не только очень хороший детектив, но и поднял генетическую тему, так близкую Чучалину:
— Основной вопрос романа: кто сидит по правую руку от Христа на картине Леонардо «Тайная вечеря»? Но вопрос этот многослоен: это и генетический код Иисуса, и отношение Церкви к женщине как продолжательнице рода человеческого. Роман в штыки восприняли в Ватикане, и не только потому, что Браун озвучил мысль, что у Христа есть наследники, но и по причине того, что он намекнул на пренебрежительное отношение Церкви к женщине вообще. Ватикан должен был ответить и ответил: в прошлом году Папа Римский написал работу, призванную доказать человечеству, что Католическая церковь с глубочайшим почтением и любовью относится к прекрасной половине человечества. Работа эта пока не издана, но начинает распространяться по Интернету.
В ходе лекции Чучалин обращался к творчеству и других известных художников, в том числе и русских. И надо сказать, что узкоспециализированный, предназначенный для медиков рассказ о редких заболеваниях, которых в настоящее время в мире насчитывается более 15 тысяч, благодаря такой образной подаче информации был интересен и понятен всем, включая меня — далекого от врачевания человека.
Научить профессора
Тема редких болезней была продолжена в разговоре с Чучалиным после лекции. Он объяснил, что те недуги, которые сегодня ученые относят к разряду редких, в будущем могут стать вполне распространенными, ведь вирусы мутируют, приспосабливаются к организму человека, меняются до неузнаваемости:
— Примером может служить туберкулез. Те разновидности вируса, которые врачи наблюдают сейчас, не имеют ничего общего с той палочкой, которую когда-то открыл доктор Кох. Произошли грубые генетические изменения, и в настоящее время мы имеем совершенно новые формы этого заболевания.
По словам доктора, появлению новых недугов в первую очередь способствует жизнедеятельность самого человека. И медиков в том числе. Массовое применение после Второй мировой войны антибиотиков привело к тому, что вирусы научились приспосабливаться к действию препаратов, противостоять им, появилась вариативность заболеваний:
— Сегодня врачи занимаются лечением такого недуга, как «синдром больных зданий». Да, я не шучу. Это когда люди даже в новых и отремонтированных помещениях чувствуют себя плохо — не проходит кожный зуд, быстро утомляются, страдают бессонницей, плохим аппетитом, многое другое с ними происходит. Еще Владимир Вернадский предупреждал, что нарушенная человечеством экосистема отомстит нам новыми болезнями и катастрофами. Что и происходит сейчас.
Чучалин убежден, что отклонений от нормы в нашем здоровье было бы куда меньше, если бы мы не ленились тренировать свои организмы хотя бы в плане питания. Доктор привел данные исследования, показывающие, что в древности русский человек, даже с учетом многочисленных православных постов, употреблял в пищу более 20 тыс. различных продуктов, а современный землянин сократил свой рацион до шести тысяч вкусностей, что, естественно, не прошло мимо внимания вездесущих вирусов.
— Новые заболевания появляются часто, — отмечает специалист. — Так, жаркое, задымленное от лесных пожаров лето 2010 года дало три тысячи смертей по неизвестной причине. И сейчас важно, чтобы врачи, прежде чем назначить лечение человеку, обращали внимание на отклонение от описанных в литературе симптомов того или иного недуга: возможно, это новая, еще не известная форма. Но чтобы достичь качественно нового понимания важности проблемы у докторов на местах, начинать нужно с профессорско-преподавательского состава медицинских вузов. Если нет профессора, видящего значимость раннего выявления и диагностирования на генетическом уровне нового вируса и способного донести эту информацию до студентов, не будет и специалистов первичного звена, озабочивающихся этой проблемой. А значит, человеческие потери по неустановленным причинам будут еще больше.
Земский врач
Поинтересовалась я у главного терапевта РФ и тем, как он оценивает уровень оказания терапевтической помощи Новгородской области. Александр Григорьевич ответил, что в целом результаты неплохие:
— Сегодня врачебное сообщество страны ставит вопрос о необходимости кардинального переустройства оказания помощи на первичном уровне. Думаю, что при той социально-демографической ситуации, которая сложилась в России, когда плотность заселения, особенно в сельской местности, низкая, на местах нужны земские врачи, то есть специалисты, которые обладают знаниями и навыками в различных медицинских направлениях.
Напомним, что в районах Новгородской области за последние годы появились офисы врачей общей семейной практики. В них один доктор ведет прием и как педиатр, и как окулист, и как невролог, может сделать ЭКГ и тут же при пациенте расшифровать показания. В центрах этих есть клинические лаборатории, позволяющие тут же на месте делать анализы; физиотерапевтические кабинеты, где больные проходят курсы процедур по назначению; в ряде учреждений есть даже стоматологические кабинеты и палаты дневного стационара.
— Безусловно, количество офисов общей практики нужно увеличивать, потому как анализ работы уже действующих таких центров в регионах показывает, что был сделан шаг в правильном направлении, — рассуждает Чучалин. — Но это только часть решения проблемы. Нужно, чтобы со студенческой скамьи доктора первичного звена выходили уже с широкой специализацией. А для этого нужно изменить учебные программы вузов, по которым в настоящее время специализация на старших курсах идет по конкретным узким направлениям — педиатрия, неврология и так далее. Несомненно, это процесс не одного года. Но начинать нужно уже сейчас, о чем я беседовал и с руководителем сферы здравоохранения Новгородской области, и с ректором НовГУ. Понимание необходимости изменений есть. Будем работать над реализацией.
Владимир БОГДАНОВ (фото)