Особое значение исследованию придаёт полное фототипическое воспроизведение рукописи из архива ученого Николая Лихачева, в которой содержится редакция жития Варлаама Хутынского второй половины XVI века. Документ впервые представлен широкой аудитории.
Житие является одним из обязательных атрибутов канонизации святого. Его текст содержит жизнеописание человека и рассказ о тех чудесах, которые он совершил. Первые списки жития преподобного Варлаама появились в начале XIV века, позже они неоднократно переписывались, дополнялись новыми деталями.
— Варлаам Хутынский и его современник и друг архиепископ Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) представляют собой две стороны духовной жизни средневекового Новгорода, — считает Элиса ГОРДИЕНКО. — Основатель Хутынского монастыря участвовал в событиях церковно-политической жизни Новгорода второй половины XII — начала XIII веков, своими чудесами он спасал город от дождя, мора, потопа, исцелял людей, наказывал нерадивых. Архиепископ Антоний, писатель, путешественник, богослов, обогатил новгородскую историю своими идеями и мистериями.
Личность новгородского подвижника Варлаама вызывает интерес у многих ученых. Он — первый новгородский святой, который приобрел общероссийское почитание. Известно, что преподобный Варлаам пользовался значительным авторитетом среди новгородцев, к нему часто обращались за советом и помощью простые и знатные люди, ведь он обладал даром предвидения и исцеления людей. Свидетелем одного из чудес святого был правивший в Новгороде князь Ярослав Владимирович, которому преподобный предсказал рождение сына, а потом крестил младенца, за что князь пожаловал монастырю многие села и земли.