Впервые Яндекс начал проверять веб-страницы и предупреждать пользователей о тех ресурсах, которые могут представлять опасность, ещё в мае 2009 года с помощью антивируса компании Sophos, работающего на основе сигнатур и позволяющего обнаруживать уже известные вирусы. После запуска собственного антивируса Яндекс собирается использовать обе технологии параллельно. Благодаря различию в технологиях антивирусы Яндекса и Sophos будут находить разные вирусы — пересечение их баз данных составляет лишь около 30%. Большую помощь разработанная система должна оказать в случае эпидемий с использованием новых вредоносных программ, уверены ее разработчики.
— Опасность подхватить вирус на сайте сильно преувеличена, — считает Владислав ГЕРАСИМОВ, заместитель директора Центра новых информационных технологий НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Чаще всего вирус нацелен на определённую версию конкретного браузера, то есть из ста пользователей заразиться могут лишь пятеро.
По словам специалиста, подобные меры Яндекса, конечно, пойдут на благо пользователю, но и повлекут за собой некоторые сложности:
— Из-за несовершенства алгоритма могут возникать и неправильные срабатывания, ложные предупреждения о завирусованности сайта. Таким образом, часть сайтов потеряют своего пользователя. К примеру, у крупнейшего поисковика Google подобная система работает уже длительное время, и без курьёзов не обходится: чуть больше года назад в Google произошел сбой, приведший к тому, что все сайты, появляющиеся в ответ на поисковые запросы пользователей, расценивались программой как вредоносные. А Яндекс, после запуска новой антивирусной технологии, начал предупреждать пользователей, собирающихся перейти с поисковика на сайт Организации Объединенных Наций о том, что страница может угрожать безопасности компьютера.
Сложность заключается ещё и в том, что большинство посетителей Интернета используют его на примитивном уровне, часто не запоминая адрес сайта, а лишь визуально ориентируясь в ссылках. Самый простой способ подхватить вирус в этом случае — путешествия с одного баннера на другой. Антивирусная технология Яндекса при таком путешествии уже ничем помочь не сможет.
— Сомнительность сайта чаще всего можно определить и без всяких антивирусов, не последним пунктом здесь является контент, — уверен Владислав Герасимов. — Так что, уповая на оказанную нам услугу, пользователи всё же не должны забывать об осторожности.
Заметим, что в феврале 2010 года число зараженных страниц в антивирусной базе данных Яндекса достигло 400 тысяч. Наибольшую долю среди обнаруженных занимают сайты, зарегистрированные в зоне .com (44%). На зону .ru приходится 12% зараженных сайтов, .net — 8%, .de — 3%.