Без ножа и пистолета
По словам пресс-секретаря УВД Великого Новгорода Ольги КОРОБОВОЙ, минимум раз в 1—2 месяца преступления, совершённые цыганами, регистрировать приходится. Если смотреть в масштабах области, то за первые 9 месяцев текущего года в суд ушли 4 уголовных дела, возбужденные по фактам краж и мошенничеств, обвинение в которых было предъявлено цыганкам. Обычно где-нибудь на улице не самые законопослушные представительницы этой нации, выбрав себе жертву, предлагают снять с прохожего порчу, а в результате «испорченный», сам не ведая как, лишается либо денег, либо дорогих украшений, либо и того и другого. Реже — мобильного телефона.
— Большинство пострадавших рассказывают потом, что в момент общения с цыганкой они всё осознавали, — уточняет Ольга Коробова, — но вопреки здравому смыслу выполняли указания цыганки, а через некоторое время, когда и след её простыл, неожиданно понимали, что их обманули. Это происходит обычно спустя 2—3 часа. Поэтому люди обращаются в милицию довольно поздно, и раскрыть преступление по горячим следам уже невозможно. Да и в показаниях потерпевшие обычно описывают преступниц очень схематично: чёрные волосы, длинная одежда... Все цыганки так выглядят. Поэтому раскрывается далеко не каждое такое мошенничество.
В январе прошлого года в Великом Новгороде 80-летняя жительница областного центра стала очередной жертвой цыганского мошенничества. Когда женщина покидала рынок, к ней устремились две цыганки и заявили, что на неё напущена порча. Незнакомки пояснили, что помогут пенсионерке избавиться от неё, а заодно и от всех болезней. Потом поинтересовались, есть ли у новгородки деньги, чтобы очистить и их. Затем ничего не подозревающая покупательница вместе с одной из злоумышленниц отправилась к себе домой, взяла там свои накопления — более 100 тысяч рублей и 760 евро — и отдала одной из лжецелительниц. Как потом пенсионерка поведала милиционерам, цыганка произвела какието манипуляции с денежным свёртком, повертела его в руках, вернула и ушла, велев не открывать сразу. Спустя несколько часов новгородка от крыла свёрток и нашла там... два пакета сухой смеси для приготовления супа. Практически в такую же ситуацию попала 22-летняя жительница Новгорода, которой неизвестная цыганка тоже предложила снять порчу. Кроме того, спросила, есть ли у девушки деньги и золото «для очистки». Молодая женщина отправилась с «помощницей» к себе домой, собрала все золотые украшения и сбережения и отдала гостье. Та сказала, что ей нужно поехать на кладбище, чтобы провести там необходимый ритуал, и уже не вернулась. Ущерб доверчивой новгородки составил более 65 тысяч рублей.
Цыганский гипноз — выдумка?
Постфактум установить, что эти и подобные им преступления были совершены с использованием гипноза, по понятным причинам, невозможно. Стоит ли говорить, что цыганки свою вину в содеянном не признают. Но, по мнению Марины КАЛАШНИКОВОЙ, доктора психологических наук, заведующей кафедрой психологии НовГУ, тот факт, что люди сначала безропотно исполняли поручения цыганок, а затем прозревали, можно считать признаком предгипнотического состояния.
— Вряд ли жертвы мошенниц были введены в состояние гипноза, — рассуждает психолог. — После выхода из него люди не помнят, что говорили и дела ли. Скорее всего, пострадавшие пребывали в состоянии так называемого предгипноза, когда люди обычно всё осознают, но не могут критически относиться к происходящему и оценить его последствия. Для введения человека в это состояние существуют специальные техники.
Рассказам о том, что цыганский гипноз — один из древнейших приёмов психологического воздействия и передается из поколения в поколение исключительно по женской линии, вряд ли стоит верить. Считать, что навыки гипноза являются отличительным национальным признаком цыган, тоже в корне неправильно. Как говорит Калашникова, это мастерство широко распространено, например, также среди молдаван и таджиков. Многие индусы умеют не только постороннего человека погрузить в гипнотическое состояние, но занимаются и самогипнозом. Таковы традиции этих народов.
— Вообще, овладеть методикой введения человека в гипноз или предгипноз может каждый, — говорит Марина Калашнико ва. — Для этого совсем необязательно быть студентом мединститута. Достаточно просто взять нужную книгу в библиотеке. Следовательно, для того чтобы не попасться на удочку уличных гипнотизёров, нужно понимать технологию обмана.
Эти глаза напротив
Человеку, решившемуся на нарушение закона, перво-наперво нужно найти потенциальную жертву.
— Обычно профессиональные мошенники — хорошие психологи и физиономисты, — рассуждает Калашникова, — они по лицу человека могут определить: к кому подойти можно, а к кому — нельзя. И обычно выбирают тех, по внешнему виду которых видно: у человека явно есть проблемы. А у кого их нет?
Затем нужно войти в первичный контакт. Обычно это делается с помощью вопросов или просьб: «Как пройти?», «Который час?», «Угости сигареткой, мил человек» и т.д. Расчёт простой: на такие вопросы человек отвечает автоматически и сам не замечает, что уже пошёл на контакт. «Если прохожий ответил, — говорит Марина Калашникова, — значит, можно работать дальше». А далее цыганке необходимо закрепиться на позиции — привлечь к себе внимание. Она обращается к жертве на «ты», использует различные уменьшительно-ласкательные слова типа: «дорогая», «родная»... Находит нужную болевую точку и давит на неё, напирая на «порчу». Завлекательную роль, по словам Калашниковой, играет и броская цыганская внешность: длинная одежда, чёрные волосы, ярко-карие или чёрные глаза... Мошенница обязательно должна установить зрительный контакт, заглянув в глаза человеку.
— Блеклые серо-голубые, зелёные глаза вряд ли кого-то привлекут, — рассуждает психолог, — а чёрный глаз всегда притягивает взгляд. Для убаюкивания сознания человека цыгане обычно используют особый ритм и темп речи — убыстрённый или, наоборот, замедленный. Он носит определённую волнообразную интонацию. При этом говорит цыганка много, и на каком-то этапе разговора её невольный собеседник теряет контроль над ситуацией. Усыпляющий эффект имеют и колыхание одежды, и блеск украшений.
Кроме того, мошенницам-гипнотизёрам важно дотронуться до человека. Прикосновения вообще создают атмосферу доверия, и многие цыганки берут «порченного» именно за руку. Причём обязательно за правую. Якобы собираются погадать, а на самом деле, как установлено психологами, для того чтобы отключить левое полушарие мозга своей жертвы, которое отвечает за оценку ситуации и контроль над поведением. Правое ответственно за воображение и эмоции, что гадалкам и нужно. Для вящей убедительности в своих магических способностях цыганка может сорвать волос с головы человека, якобы для проведения неких необходимых ритуалов.
Усыпив бдительность жертвы и получив на руки деньги или украшения, «целительница» одновременно извлекает что-нибудь из своих юбок, сумки... Чаще всего это свёрток. Дополнительный предмет ей нужен для того, чтобы отвлечь внимание жертвы и обменять свёрток с нарезанной бумагой или с тем же концентрат-супом на пакет с деньгами или украшениями. Всего несколько секунд — и дело в шляпе.