{mosimage}Исследователи называют пореформенный период со второй половины XIX до начала XX века в истории нашей страны золотым веком российского предпринимательства.
Работа с архивными документами и исследования последних лет позволяют определить пути становления новгородской промышленности, ее место
и значение в российской экономике.Этим материалом мы открываем серию публикаций о людях, оставивших заметный след в истории нашего региона.
Одна из известнейших династий российских промышленников Мальцовых (Мальцевых) имела стекольные предприятия в Новгородской губернии. Мальцовы создали феномен, именуемый Мальцовской стекольной империей.
Наиболее яркими представителями династии Мальцовых принято считать двух двоюродных братьев Сергея Ивановича и Ивана Сергеевича. Первый вошел в историю как создатель «мальцовского промышленного района». Второго называли «хрустальным королем». Именно ему и принадлежала располагавшаяся в Новгородском уезде, в Апраксинской волости, стекольная фабрика на реке Тигода у деревни Червинская Лука (ныне это Ленинградская область).
Дата основания фабрики не определена, однако согласно исследованиям новгородского архивиста Ольги Салтыковой, известно, что в 1868 году Тигодская стекольная действительного тайного советника и кавалера Ивана Мальцова «улучшалась». Дело в том, что все фабричные постройки были исключительно деревянные: собственно фабрика, гончарная, два амбара, предназначавшиеся под склады готовой продукции. Здесь же, рядом с фабрикой, в удобных избах проживали восемь мастеровых, в казармах размещались 43 рабочих. Спустя полвека, к 1915 году, численность рабочих возросла до 162 человек.
На фабрике вырабатывалось зеленое и бемское (или богемское) стекло, согласно толкованию Владимира Даля — «оконничное белое, лучшего разбора». Постоянно действовали 10 печей — «непременная», запасная, для обжига стекловаренных горшков и для закалки холяв — раздутого в пузырь стекла, который потом разрезали ножницами, «пластали» и разглаживали. Песок и дрова для производства привозили с собственной дачи Мальцова, все остальное сырье — соду, известь, подзол, глину — доставляли из Санкт-Петербурга, куда и сбывалась вся продукция.
В 1879 году была основана бесплатная школа для детей фабричных рабочих, содержание которой обходилось Ивану Мальцову в 350 рублей в год. В специально построенном для школы деревянном доме размещались две классные комнаты, квартира учителя, ученическая библиотека, которой пользовались только окончившие обучение. Учебники, пособия и классные принадлежности приобретались на средства хозяина фабрики.
Богатейший человек России XIX века, некоронованный король русского хрусталя, дипломат, камергер Двора, действительный тайный советник, кавалер почти всех русских орденов и многих иностранных Иван Мальцов скончался 15 ноября 1880 года в Ницце. Из-за отсутствия прямых потомков наследником многомиллионного состояния, ряда промышленных предприятий был объявлен племянник Юрий Степанович Нечаев, сын сестры Ивана Сергеевича Софьи и Степана Дмитриевича Нечаева, ближайшего друга покойного.
По завещанию Юрий Степанович должен был принять фамилию дяди. Юрий Нечаев-Мальцов оказался достойным преемником династии. Вступив в права наследства на 47-м году жизни, он за три с небольшим десятка лет успел сделать многое и на ниве социально-экономического развития промышленных предприятий, принадлежавших ему, и как меценат. Многие годы он был почетным членом, а затем и вице-президентом Общества поощрения художеств, членом Академии художеств. На его средства построены благотворительные учреждения, ряд церквей в различных городах России и за рубежом. Но самым значительным результатом его меценатской деятельности явился Музей изящных искусств, ныне Музей изобразительного искусства им.
А. С. Пушкина в Москве. Имя Юрия Нечаева-Мальцова увековечено на фасаде здания, наряду с памятными досками, на которых значатся имена основателя музея Ивана Цветаева, архитектора здания Романа Клейна.
В октябре 1913 года в Санкт-Петербурге в возрасте 79 лет он скончался. По завещанию наследниками были объявлены племянники Элим Павлович Демидов, князь Сан-Донато и Павел Николаевич Игнатьев.
Павел Игнатьев стал владельцем мальцовских хрустальных заводов, расположенных в основном во Владимирской губернии, а также Новосельского стекольного завода в Тверской губернии и Тигодской стекольной фабрики на станции Любань Николаевской железной дороги. В июне 1917 г. Тигодская стекольная вошла в состав созданного Игнатьевым акционерного общества «Ю.С. Нечаева-Мальцова наследник», а в 1918 г. была национализирована, как и все остальные предприятия. Потомки хрустального короля эмигрировали в Канаду
специально
для «Новгородских ведомостей»