Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Обычный парень

Обычный парень

История расследования по уголовному делу гражданина вне подозрений

В конце августа прошлого года неподалёку от окуловской деревни Боево рабочие скашивали траву на обочинах автодороги. Один, почувствовав запах гниющего мяса, решил, что в кювете лежит сбитый лось. Подошёл посмотреть и увидел в овраге... два человеческих трупа.

Личности убитых установили довольно быстро. Незадолго до этой находки в милицию пришла ориентировка на двух молодых боровичанок — Марию Калинину и Викторию Петрову. Вечером 10 августа подруги отправились погулять по родному райцентру и не вернулись домой. Следователи местной прокуратуры предположили, что это они и есть. Убитых опознали родственники.

Началось следствие. В качестве «подсказок» на месте обнаружения тел был найден только погнутый дворник от автомобиля, а в кармане одной из убитых — мобильный телефон. Однако трафик телефонных переговоров убитой ничего не дал: все, с кем она говорила, обладали крепкими алиби. Что касается автомобильного дворника, его мог выбросить любой из проезжавших там автолюбителей.

Главные надежды сыщиков и следователей были связаны с мобильным телефоном, принадлежавшим другой убитой, но не найденным ни в одежде девушки, ни рядом с телом. Версия, что убийца, пожадничав, забрал телефон себе, а не выбросил где-нибудь, давала слабую надежду, что он им либо воспользуется, либо попытается продать. Короче, ждали звонка с пропавшего телефона.

Роковая трубка

И точно! Спустя несколько дней техническая служба УВД области сообщила про идентификацию звонка с «мертвой» трубки. Номер новой SIM-карты принадлежал некому Вячеславу Строгову. Однако на роль подозреваемого он не годился: имел надёжное алиби. Кроме того, на допросе Строгов заявил, что телефон купил у своего знакомого Николая Старостина, работника одной из боровичских котельных. Тот, в свою очередь, сказал, что купил мобильник с рук. Назвал имя продавца, подробно описал внешность, и оперативники занялись проверкой полученной информации.

— Но не нашли никого с такой внешностью и именем, — рассказывает Роман НИКИТИН, начальник Боровичского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Новгородской области. — Тогда вернулись к Старостину, решив допросить его ещё разок. Он описал внешность продавца совершенно по-другому. Выглядело это подозрительно…

Следователи попытались разработать версию причастности Старостина к убийству девушек. Решено было его задержать. Первые несколько суток Старостин упорно отнекивался, говорил, что убитых никогда не видел, а в ночь с 10-го на 11 августа мирно спал в своей квартире.

Однако выяснилось, что через несколько дней после первой встречи следователей со Старостиным тот попросил свою знакомую подыскать ему человека, разбирающегося в юридических вопросах. Она нашла. Старостин сначала рассказал консультанту, что ему продали телефон, который принадлежал убитой девушке. Консультант, понаслышке знавший об убийстве боровичанок, сообщил: если найдут телефон второй девушки, выйдут и на убийц. На это Старостин неожиданно сказал следующее: «Да, ведь он (телефон. — Е.К.) остался на месте происшествия!». Выходило, что он, Старостин, знал, где мог находиться телефон убитой. Консультанту это показалось странным, и он решил поделиться своими сомнениями со следователями.

Сила страха

Следователи на тот момент уже вновь образованного Боровичского межрайонного следственного отдела продолжали допрашивать Старостина. Слишком много путаницы было в его словах, слишком много деталей, указывавших как минимум на его причастность к убийству. Противоборство подозреваемого и следователей длилось пять дней. На шестой Старостин сознался в убийстве.

После этого он разоткровенничался, подыскивая себе хоть какие-то оправдания. Рассказал, что во время службы в армии «деды» его часто били, что никогда и ничего не мог противопоставить чужому напору и агрессии. Вот и двойное убийство совершил, испугавшись наказания.

Тогда, вечером 10 августа, Старостин подцепил на улице двух девушек, и все трое решили отправиться на дискотеку в Кулотино (Окуловский район). Он собирался просто повеселиться. Когда отъехали от Боровичей и одна из попутчиц попросила остановиться, чтобы она могла сбегать в ближайшие кусты, оставшаяся в машине парочка несколько секунд спустя уже занималась сексом. Увидевшая это по возвращении боровичанка решила, что стала свидетелем изнасилования.

— Она закричала, бросилась бежать, — рассказывает Роман Никитин, — а Старостин бросился за ней. Пытался объяснить, что всё произошло по обоюдному согласию, однако девушка не слушала его. Тогда он догнал её, обхватил всей рукой шею и потащил к машине. Девушка сопротивлялась, хрипела, но Старостин продолжал сжимать её. И когда дотащил, девушка была уже мертва. Как утверждал обвиняемый, он задушил её случайно. Вторую девушку он убил уже как свидетельницу, понимая, что она может всё рассказать милиции. Затем сбросил тела в кювет и поехал в Боровичи. Там действовал вполне трезво: остановившись на одной из улиц, нашёл на сиденье мобильник Калининой, вытащил из него SIM-карту, выбросил её, а телефон оставил у себя. Телефон второй убитой он, по всей видимости, решил не брать: аппарат был очень простеньким.

Для многих знакомых и друзей Старостина сообщение о том, что Коля — убийца, стало шоком.

— В голове не укладывалось! — рассказывает напарник Старостина Сергей Кириллов. — Обычный парень. Всегда весёлый такой, выпивали мы с ним вместе по праздникам. Много-то он не пил. И курить не курил. Работал нормально.

Ключевое слово здесь — обычный. Старостин казался обычным человеком. Не очень умный — не догадался уничтожить мобильные телефоны, надёжнее спрятать тела; не очень сообразительный — описание выдуманного персонажа, которому он якобы продал мобильный, мог бы и запомнить; в меру жадный — более современный телефон Калининой прихватил и продал, а скромный аппарат Петровой не тронул. Наконец, трусоватый — после визита оперативников тотчас бросился искать совета юрисконсульта по поводу телефона.

Первая попытка

У следствия между тем появилась ещё одна версия: о том, что Старостин может быть причастен к исчезновению Светланы Ивановой — боровичанки, числившейся пропавшей без вести с апреля 2007 года. А вдруг? По факту её пропажи уголовное дело не было возбуждено, поскольку женщина вела довольно свободный образ жизни, могла неожиданно уехать, нередко выпивала. И следователи провели традиционную процедуру: запросили у оператора сотовой связи, услугами которой пользовался обвиняемый, трафик его телефонных переговоров и обнаружили, что Старостин был последним, кто общался с Ивановой накануне её исчезновения.

— В ходе допроса следователем был достигнут психологический контакт со Старостиным, — рассказывает Роман Никитин. — В результате чего удалось получить его признательные показания. Он рассказал, что задушил Иванову в котельной, где работал, а тело сжёг в топке. Не бросил в огонь только её золотые украшения. Их он продал.

Если об августовском убийстве ещё можно рассуждать логически, то апрельское анализировать трудно. Сам Старостин говорил, что Иванова его раздражала: постоянно донимала просьбами разобраться в её проблемах, навязывала себя… И в день убийства напросилась к нему в гости. Пришла, принесла две бутылки пива, которые они за разговором выпили, и уснула в подсобке.

Дальнейшее не поддаётся осмыслению. Старостин, сидевший на своём месте, встал, подошёл к лежащей женщине, зажал руками её нос и рот и держал так некоторое время. Иванова на это никак не отреагировала, и Старостин ушёл подбросить в топку угля. А когда вернулся и обнаружил, что лицо у его знакомой посинело, понял, что убил её.

Как говорит Денис Герасимов, прокурор Боровичского района, выступавший в суде над Старостиным обвинителем, у него сложилось впечатление, что подсудимый с пренебрежением относился к Ивановой. Развивая мысль прокурора, предположу, что Старостин не уважал эту женщину. Не исключено: испытывал презрение. Как говорится, не считал за человека. Может быть, поэтому убийство не сопровождалось громким скандалом, предварительной потасовкой, борьбой. Старостин задушил Иванову без затей. Так, как если бы прихлопнул бессмысленное, с его точки зрения, существо, скажем, муху: без эмоций. И продолжил жить прежней жизнью, оставаясь для всех обычным весёлым парнем.

А может быть, стал бы серийным убийцей. Если б не остановили в самом начале. Суд приговорил его к 23 годам заключения. Первые пять лет Старостин проведет в тюрьме.

(Имена и фамилии фигуранта уголовного дела, убитых и свидетелей изменены).

Елена КУЗЬМИНА
Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА