Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Сохранить лицо

Отделение челюстно-лицевой хирургии НОКБ готовится отметить 40-летие

Возможно, событие осталось бы незамеченным, если б не завершение капитального ремонта отделения. Как водится, чтобы оценить масштабы проведённых работ в рамках программы модернизации, пригласили журналистов, в том числе и корреспондентов «НВ». Мы откликнулись.

А в беседе с его заведующим, заслуженным врачом РФ Виктором БЕРКУНОВЫМ и выяснилось, что для его коллектива этот ремонт стал своеобразным подарком к юбилею отделения.

— Виктор Николаевич, вас называют бессменным руководителем отделения. Получается, что вам его доверили, когда вы были совсем молодым доктором?

— Организовали отделение в августе 1973 года, и первоначально оно называлось отделение хирургической стоматологии. В это время я ещё учился в ординатуре Калининского государственного медицинского института. Поэтому отделение открывал другой врач, и месяц до моего прибытия в Новгород он был в должности исполняющего обязанности. Что касается моей опытности, то в хирургии практические навыки передаются из рук в руки, иначе специалистом просто не стать. Меня, например, как неопытную собачонку, начал натаскивать Лазарь Моисеевич Вайнерман, являвшийся тогда главным врачом больницы.

— Многие отмечают слаженность вашего коллектива. Что за врачи работают в отделении?

— Я уверен, что только фанатики, в хорошем смысле этого слова, могут быть хирургами. И конечно, в этом деле необходим талант. На протяжении сорока лет рядом со мной в должности старшего ординатора работает мой однокурсник Пётр Парфёнович Капланов. И хотя заместителя заведующему не положено, он по сути им стал. Давно трудятся Александр Филиппович Рафальский и Владимир Иванович Иванов. Доктор Иванов, кстати, два года стажировался в Киеве, обучался сложным онкологическим операциям. Слаженная работа во многом зависит от главной медсестры Светланы Алексеевны Кандидатовой. Благодаря её усилиям на протяжении двадцати лет наши пациенты отмечают доброжелательную атмосферу в отделении.

— Есть ли смена, которой вы передадите эстафету?

— Незаменимых людей нет, другой вопрос, кем заменят. К слову, мне обидно, почему сейчас не вспоминают знаменитых новгородских врачей Кафтанникова, Вайнштейна, Чернецкого, того же Вайнермана или Митрофанова. Это были универсальные хирурги. А на ваш вопрос отвечу, что мы ждём возвращения из ординатуры троих молодых врачей. Сейчас они проходят подготовку по специальности в Санкт-Петербурге. Прямо говорю, что один из них, после того как я его ещё немного обучу за операционным столом, возглавит отделение.

Доктор Беркунов: «В хирургии могут работать только фанатики»— Пациенты вашего отделения — пострадавшие в результате аварий и несчастных случаев, онкологические больные, а также люди с воспалениями, возникшими из-за запущенного кариеса. Казалось бы, банальное заболевание, но оно приводит в больничную палату.

— Наши врачи без работы не остаются. Но особенно беспокоит то, что к нам на лечение поступают пациенты с воспалёнными из-за тяжёлых инфекций челюстями и тканями полости рта. Бывает, что подобные случаи заканчиваются летальными исходами. К сожалению, количество больных с такими осложнениями увеличивается. Дороговизна стоматологических услуг не даёт жителям области проводить санацию полости рта. Могу открыто заявить, что в частных клиниках цены искусственно завышены, не исключаю, что между их руководителями может существовать и некий корпоративный сговор по этому поводу. Я печально шучу, что если раньше за рубежом наших граждан можно было узнать по железным зубам, то теперь — по беззубой улыбке.

— Какие случаи запоминаются больше всего?

— Запоминаются случаи неудачного лечения. Они отражаются на коронарных сосудах сердца врача. Оперируя, хирурги постоянно находятся в стрессе, словно идут по лезвию ножа, шаг вправо, шаг влево чреваты трагедией.

— Тогда как президента Медицинской палаты Новгородской области я хотела бы вас спросить, можно ли найти слова защиты для пермского анестезиолога, несколько раз ударившего только что прооперированного человека?

— Я видел ролик данного происшествия. Могу сказать, что это не доктор, а бандит, его место в тюрьме. Это преступление — бить человека в оперируемое место. Можно допустить пощёчину, когда с помощью неё человека приводят в чувство. Но избиение оправдать нельзя. В практике нашего отделения бывали случаи, когда пациенты оскорбляли врачей, рвали на них халаты, но это не даёт нам никакого права поднимать на них руку.

— Сколько по времени может длиться операция?

— Некоторые укладываются и в пять минут. Но для восстановления целостности лица, при врождённых или приобретённых дефектах, уходит несколько часов. Кропотливое хирургическое вмешательство необходимо при удалении опухоли. Действовать нужно так, чтобы не задеть нервы на лице. Но когда требуется сложная пластика, больной по квоте на высокотехнологичную медицинскую помощь направляется в федеральные центры.

— А как вы относитесь к косметологической хирургии?

— В своё время я умышленно от неё отошёл. Мне не очень нравится, когда здоровый человек из-за какой-то прихоти издевается над своим организмом, правит ушки, носик, фигуру. Подозреваю, что это просто психически больные люди.

…Наш разговор подходит к концу, и Виктор Николаевич решается показать мне чёрно-белые фотографии, которые хранит в своём письменном столе. На снимках запечатлён ход операции, судя по экипировке врачей, состоялась она больше двадцати лет назад. Доктор Беркунов не раскрывает мне всех моментов, поясняет только, что в результате огнестрельного ранения лицо человека превратилось в кровавое месиво. Если фото было бы цветным, признаюсь, мне сразу поплохело бы. Не различимы ни глаза, ни нос, ни щёки — взорванная плоть.

Не отойдя ещё от эмоций, вызванных увиденной картинкой, доктор даёт мне в руки другой снимок, сделанный в одном из городских фотоателье. В кресле сидит мужчина средних лет, обычной внешности. Трудно поверить, но это тот самый пациент, которого оперировали врачи челюстно-лицевого отделения. Три года ушло на воссоздание его физиономических черт.  Челюсть сделана из ребра. Уникальнейшая операция. Думаю, такому результату позавидовали бы и французские медики, пересадившие лицо пациентке. Своими предположениями хочу поделиться с Виктором Беркуновом. Но он опережает меня, и тихо замечает: «Слава Богу, что таких эпизодов в моей практике было немного».

Фото Николая БАРАНОВСКОГО

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА