Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Сопротивление материалов

Обладатель президентской премии опасается, что события прошлого снова станут рассматриваться только с одной точки зрения

Редко кто из школьных преподавателей является активным общественником. Как правило, стараются раскрываться на уроках.
Энергии же Игоря ПЕТРОВА хватает и на исследовательские проекты, и на театр «Эксперимент», и на то, чтобы водить экскурсии по городу в образе посадника Сбыслава. Наш разговор о преподавании истории в школе Игорь Олегович вёл, прогуливаясь по Кремлёвскому парку в посадническом наряде.
Как построить пирамиду?
— Только четверо новгородских учителей ежегодно получают как лучшие педагоги премию президента РФ. Попасть в число претендентов непросто. Как же вам удалось?
— В заявке — два блока. В первом нужно показать результаты успеваемости ребят за последние три-четыре года: это и итоговые оценки за годы, и средние баллы по ГИА или ЕГЭ. Мне как педагогу гимназии, где учатся, в общем-то, сильные дети, легче работается. И потому в конкурсной анкете фигурировали высокие баллы. Но ведь многие учителя ведут уроки в классах, куда берут всех ребятишек, без какого-либо отбора по успеваемости, и им нужно приложить куда больше усилий, чем гимназическим специалистам, чтобы дети на отлично историю сдавали. К сожалению, этого нюанса организаторы конкурса не учитывают. А думаю, стоит: тогда участники состязания будут в равных условиях.
Второй блок заявки посвящен описанию изыскательской деятельности, но опять-таки  школьников. Мне и в этом плане проще: я давно уже  работаю с ребятами именно по проектной деятельности.
— Они у вас научные труды пишут?
— Пишут. Моя цель — научить сопоставлять факты, анализировать версии о том или ином событии, работать с источниками информации. А чтобы интересно было детям, я предлагаю им самим гипотезы выдвигать и доказывать их. Ну, например: как египтяне строили пирамиды? Или как можно приготовить горячий целебный отвар, если нет печи для обжига керамики? Так мы творим с учащимися 5—8-х классов. Старшеклассников же в сторону исследовательской деятельности ориентирую. Такой подход позволяет раскрыть таланты детей, заставляет их не ограничиваться только учебником, а обращаться к другим источникам. Я при такой совместной работе не являюсь единственным носителем знаний, они могут доказывать несостоятельность моих предположений, но обязательно с фактами и ссылками на первоисточники. При проектном методе педагог не вдалбливает даты и имена в головы подопечных, а организует исследования, направляет по той или другой версии, учит вычленять главное из массы данных, искать достоверные подтверждения и опираться на них в своих выводах.
Моя цель — научить сопоставлять факты, анализировать версии о том или ином событии, работать с источниками информации. А чтобы интересно было детям, я предлагаю им самим гипотезы выдвигать и доказывать их

— Вы говорите об умении работать с источниками. Означает ли это, что ваши ученики не используют Интернет, а только с печатными или вещественными свидетельствами имеют дело?

— Я не противник сайтов. Я даже против Википедии ничего не имею: общую информацию она дает, к тому же там есть ссылки на хорошие, содержащие проверенные сведения порталы по археологии, экономике, праву. Интернет — помощник  при исследовательских изысканиях ребят. Путь даже все приведенные школьниками сведения за или против версий будут взяты с сайтов. Главное при работе с любым источником — критичное отношение к нему. Нельзя забывать, что есть немало желающих манипулировать историческими событиями. Не принимать за чистую монету все, что пишут и показывают по ТВ, я учу ребят с пятого класса. Как? Спрашиваю, во время какого сериала они зависают у телевизоров. Сам несколько серий смотрю. И на конкретных примерах объясняю, что, скажем, герой в фильме неоднократно попадает в катастрофы и не погибает, потому что это рекламный трюк создателей картины, чтобы подогревать к ней интерес. Дети это понимают. Тогда перехожу к событиям прошлого, трактовка которых может быть недостоверной, потому как переврать факты может быть кому-то выгодно. Мы с вами знаем, что исторический источник информации может быть письменным (летописи), устным и вещественным. Самый надежный — последний, ну и больше всего сомнений должны вызывать разговоры. Если дети собираются опираться только на интернет-данные, учу их искать в Сети, как часто на эти сведения ссылаются ученые на научных порталах, какова обращаемость к ним. И только после анализа своих источников ребята мне сдают готовые работы.
Единого мнения быть не должно
Заявок на экскурсию с посадником Сбыславом в летнее время очень много — Как вы относитесь к единому учебнику истории России, работа над созданием которого сейчас идет?
— Мне кажется, что идею этого издания предложили те, кто не знаком с имеющимися сейчас учебными пособиями. В настоящее время допущенных к применению Министерством образования и науки учебников по истории нашего Отечества более десяти. И они мало чем отличаются друг от друга. Все сводится к изложению информации, причем перегруженной датами, именами, второстепенными событиями. Сейчас, к примеру, предполагается, что дети должны знать первую ханшу Казани — такой вопрос даже в тесте ЕГЭ присутствует…
А вот чего нет в коллективных трудах ученых мужей и что, на мой взгляд, должно быть — это четкого обозначения ключевых моментов истории, краткого изложения разных трактовок событий и предоставления достоверных источников информации, с которыми  учащиеся могут работать.
Единый учебник так или иначе, но будет единообразно трактовать прошлое. И мы снова наступим на те же грабли: в советское время  послереволюционная эпоха только с позитивной стороны подавалась, а потом открылось, что социализм только репрессиями строился. Когда мы позволяем себе из исторической цепи изымать звенья или трактовать их по одному лекалу — это называется переиначиванием фактов. Ну, скажите, пожалуйста, как можно с одной позиции оценить присоединение Иваном III Новгорода к Москве? С точки зрения свободолюбивых новгородцев, потерять независимость было трагедией. Но с другой стороны, Иван III объединял земли, чтобы противостоять монголо-татарскому игу. Это принципиально новые были для того времени политический ход и решение. Или какую оценку дать недавней Чеченской войне?
—  Нередко слышу от учителей, что  ЕГЭ по истории — самый  сложный экзамен из всех. Как вы оцениваете тесты по этому предмету?
— Мне кажется, что сложнее все же обществознание. Потому как многие вопросы формулируются некорректно. Особенно — касающиеся мировоззренческих взглядов. И тут я снова возвращаюсь к единообразному раскрытию темы.  Так, в части теста, где нужно выбрать только один ответ из предложенных, присутствует вопрос: играет ли общество доминирующую роль при развитии личности? В учебнике написано, что да, и именно этот вариант ответа будет засчитан при проверке ЕГЭ правильным. Ну а если ребенок из верующей семьи и вполне обоснованно полагает, что основа нашего становления — в духовном начале, напротив какого пункта он должен поставить галочку? Если бы задание было открытым, дающим возможность школьнику поразмышлять и доказать свою мысль, а экспертам — оценить по критериям доказательную базу, это было бы правильно. Но… 
Что же касается истории, ЕГЭ по этому предмету действительно не простой. Основная причина в том, что там есть вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Но ребята, которые выбирают этот тест, как правило, серьезно занимаются на уроках и хорошо сдают экзамен. Добавлю еще, что в последние годы все больше одиннадцатиклассников пишут ЕГЭ по истории. Что меня как предметника только радует.
Фото Владимира МАЛЫГИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА