Чтобы «чувствовать» школу, управленец должен совмещать административную работу с преподаванием в классах
В этом убеждена филолог, победитель областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2011», Заслуженный учитель России Ирина ВЕЙКОВА, которая в конце прошлого учебного года возглавила среднюю школу № 4 Великого Новгорода.
Встречу корреспонденту «НВ» Ирина Юрьевна назначила не в директорском кабинете, а в классе — после своего урока:
— Знаю, многие руководители школ давно уже не преподают, потому как административная работа оставляет мало времени на подготовку к занятиям, освоение новых методик обучения. Я, став директором, отказалась от ведения литературы, которая требует очень серьезной проработки каждого автора и произведения. Веду русский язык всего в одном классе. Но даже эта небольшая учительская нагрузка не дает мне как предметнику расслабляться. И потом, руководителю нужно лично вести занятия, чтобы понимать, чем живут дети, чем увлечены, что от них можно требовать, в том числе и через других педагогов школы. Я — начинающий директор и, возможно, пока еще всех сложностей управления большим учреждением не испытала, но и в дальнейшем намерена преподавать.
— По итогам прошлого учебного года в общегородском рейтинге общеобразовательных заведений ваше значится в конце списка. Да и разговоры о слиянии четвёртой школы с другой — более сильной — ведутся. Так, может, и правда стоит ликвидировать как отдельное юридическое лицо небольшую по численности детей школу?
— Действительно, тема объединения с иным учебным заведением периодически встает. Четвёртая школа находится на Торговой стороне в исторической части города, которая не будет застраиваться. Жилой фонд здесь старый, молодых семей немного. И нам на самом деле непросто формировать классы. Так, весной у нас не было выпускного одиннадцатого. Но перспективы однозначно есть. Сейчас у нас обучаются 350 ребят. В этом году сразу два первых класса открылись, причем много ребятишек из других районов к нам ездят. Набрали мы и десятиклассников. Обучение в старшем звене идет по двум профилям: социально-информационному и медицинскому. Что касается последнего, то в школе очень сильные учителя химии и биологии. К тому же заключено соглашение с НовГУ о проведении элективных курсов для школяров на базе лабораторий вуза. И в этом году к нам перевелись дети из центральных общеобразовательных учреждений города именно из-за хорошей подготовки по химии и биологии.
— А как же историко-краеведческое направление? Ведь весной ваш школьный музей победил во Всероссийском конкурсе «Элита национального образования».
— Я не просто так сказала, что у школы есть перспективы. Наш музей — один из самых первых школьных в Великом Новгороде. Среди экспонатов — большое количество предметов, найденных на раскопках. Наша коллекция получила высокую оценку сотрудников Новгородского музея-заповедника. И с этим учреждением мы заключили соглашение. В планах школы — стать учебным заведением при музее. Уже есть совместные проекты. Так, при поддержке экспертов начал работу центр исторических исследований. Научные сотрудники музея учат ребят профессиональным подходам к работе с артефактами, их описанию, изучению. Думаю, уже в следующем году юные историки представят интересные исследования. Ещё при нашем школьном музее, кроме обучения детей мастерству экскурсовода, теперь, и опять при помощи сотрудников музея-заповедника, мальчишки и девчонки постигают азы составления и расположения экспозиций. К слову, в 2014 году в Детском музейном центре в кремле пройдет выставка из коллекции нашего школьного хранилища, готовить которую будут учащиеся.
В будущем планируем и историко-краеведческое направление сделать профильным для обучающихся. Понятно, что нужны сильные предметники. Нынче приняли на работу молодого специалиста-историка, на которого возлагаем большие надежды. Ведь увлечь ребят чем-то может только тот учитель, который сам живет идеей, темой, школой.
— В вашей школе 1 сентября приступили к работе сразу пять выпускников вузов. С ними уже заключены эффективные контракты?
— Нет. Педагогический коллектив перейдет на контрактную систему с января 2014 года, сейчас мы изучаем нормативные документы, разбираемся, что будем выполнять в рамках этого соглашения.
На самом деле учителям Новгородской области бояться эффективного контракта не стоит, поскольку система работы педагогов и ее анализ, положенные в основу такого договора, давно уже действуют в нашем регионе. Я говорю о том, что заработок преподавателей региона зависит от результатов их труда, которые оцениваются по определенным критериям. В каждой школе области существует положение о стимулировании за те или иные достижения. И вопрос о том, кому начислить надбавки, решается коллегиально.
Эффективный контракт предлагает похожий механизм. Знаю, многие работники образования Новгородчины недоумевают, зачем в таком случае нужно заключать с работодателем некое новое соглашение. Стимулирование результата существует всего в нескольких регионах. Эффективный контракт — федеральный проект, и заработать он должен во всех российских субъектах без исключения. Критерии, по которым будут оценивать деятельность руководителей учебных заведений, разрабатываются на областном уровне, и я сама внести коррективы в этот перечень требований не смогу. А вот за что нужно больше платить конкретным учителям, будем решать внутри коллектива.
Некоторыми коллегами высказываются опасения, что в эффективные контракты для директоров школ вышестоящие руководители будут заносить априори невыполнимые задания. Городской комитет образования знакомил нас с примерными пунктами соглашения. Я как директор должна обеспечивать качественный образовательный процесс и уровень подготовки ребят, что проверяется итоговыми испытаниями в 4, 9 и 11 классах.
Моя работа будет оцениваться и по количеству медалистов, удовлетворенности родителей учебными услугами, в том числе по дополнительному образованию, квалификации учителей, выполнению муниципального задания по набору в классы. Все эти задачи я и сейчас выполняю. Так что меня лично эффективный контракт не пугает.
— Сейчас многие образовательные заведения своих подопечных группами водят на просмотр фильма «Сталинград». Учащиеся вашей школы тоже организованно пойдут в кино?
— Прежде чем советовать что-то классным руководителям, я сама отправилась на премьеру. Картина оставила неоднозначное впечатление. Думаю, люди старше сорока лет вряд ли что-то новое узнают о войне из киноленты, потому как у многих родители воевали в годы Великой Отечественной или были тогда детьми. И сейчас наши родные периодически вспоминают, как бомбили их города, деревни, как уходили семьи от немцев в леса, как собирали колоски пшеницы или ржи с полей, перепаханных взрывами бомб. Ничего сверх этого фильм не показал.
Да, с точки зрения спецэффектов картина сделана отлично. Подобран хороший актерский состав. Но по ходу ленты у меня возникала мысль, что история, рассказанная нам авторами «Сталинграда», поверхностно отображает те события, иллюстративно. Например, меня очень насторожил момент убийства советским солдатом женщины, которую пытался спрятать в здании за линией боевых действий немецкий офицер. Режиссер картины Федор Бондарчук говорит, что делал этот фильм в первую очередь для молодежи, которая нуждается в том, чтобы на понятном ей языке рассказывали о Второй мировой. Причины отношений между девушкой — жительницей истерзанного Сталинграда — и офицером вермахта куда более драматичные, чем может показаться. И так ли уж нужно было в киноленте для подрастающего поколения убивать эту героиню?
Но при всем моем критическом настрое, безусловно, лента заслуживает того, чтобы ее увидели старшеклассники. Мы будем рекомендовать своим ребятам сходить в кино и составить свое мнение о фильме. А потом, возможно, предложим совместно обсудить художественное, патриотическое раскрытие темы битвы за Сталинград в кинокартине…
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)