Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Урок для директора

Чтобы «чувствовать» школу, управленец должен совмещать административную работу с преподаванием в классах

В этом убеждена филолог, победитель областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2011», Заслуженный учитель России Ирина ВЕЙКОВА, которая в конце прошлого учебного года возглавила среднюю школу № 4 Великого Новгорода.


Встречу корреспонденту «НВ» Ирина Юрьевна назначила не в директорском кабинете, а в классе — после своего урока:

— Знаю, многие руководители школ давно уже не преподают, потому как административная работа оставляет мало времени на подготовку к занятиям, освоение новых методик обучения. Я, став директором, отказалась от ведения литературы, которая требует очень серьезной проработки каждого автора и произведения. Веду русский язык всего в одном классе. Но даже эта небольшая учительская нагрузка не дает мне как предметнику расслабляться. И потом, руководителю нужно лично вести занятия, чтобы понимать, чем живут дети, чем увлечены, что от них можно требовать, в том числе и через других педагогов школы. Я — начинающий директор и, возможно, пока еще всех сложностей управления большим учреждением не испытала, но и в дальнейшем намерена преподавать.

— По итогам прошлого учебного года в общегородском рейтинге общеобразовательных заведений ваше значится в конце списка. Да и разговоры о слиянии четвёртой школы с другой — более сильной — ведутся. Так, может, и правда стоит ликвидировать как отдельное юридическое лицо небольшую по численности детей школу?

— Действительно, тема объединения с иным учебным заведением  периодически встает. Четвёртая школа находится на Торговой стороне в исторической части города, которая не будет застраиваться. Жилой фонд здесь старый, молодых семей немного. И нам на самом деле непросто  формировать классы. Так, весной у нас не было выпускного одиннадцатого. Но перспективы однозначно есть. Сейчас у нас обучаются 350 ребят. В этом году сразу два первых класса открылись, причем много ребятишек из других районов к нам ездят. Набрали мы и десятиклассников. Обучение в старшем звене идет по двум профилям: социально-информационному и медицинскому. Что касается последнего, то в школе очень сильные учителя химии и биологии. К тому же заключено соглашение с НовГУ о проведении элективных курсов для школяров на базе лабораторий вуза. И в этом году к нам перевелись дети из центральных общеобразовательных учреждений города именно из-за хорошей подготовки по химии и биологии.

— А как же историко-краеведческое направление? Ведь весной ваш школьный музей победил во Всероссийском конкурсе «Элита национального образования».

Участница Всероссийского конкурса «Учитель года-2011» Ирина Вейкова сейчас в составе жюри областного этапа. Уверена, что мало быть лучшим педагогом в своем субъекте: «Прежде чем выйти на заключительный этап состязания, в котором свои таланты демонстрируют сильнейшие учителя страны, новгородским педагогам необходимо по другим регионам поездить — поучиться у коллег, перенять их опыт».

— Я не просто так сказала, что у школы есть перспективы. Наш музей — один из самых первых школьных в Великом Новгороде. Среди экспонатов — большое количество предметов, найденных на раскопках. Наша коллекция получила высокую оценку сотрудников Новгородского музея-заповедника.  И с этим учреждением мы заключили соглашение. В планах школы — стать учебным заведением при музее. Уже есть совместные проекты. Так, при поддержке экспертов начал работу центр исторических исследований. Научные сотрудники музея учат ребят профессиональным подходам к работе с артефактами, их описанию, изучению. Думаю, уже в следующем году юные историки представят интересные исследования. Ещё при нашем школьном музее, кроме обучения детей мастерству экскурсовода, теперь, и опять при помощи сотрудников музея-заповедника, мальчишки и девчонки постигают азы составления и расположения экспозиций. К слову, в 2014 году в Детском музейном центре в кремле пройдет выставка из коллекции нашего школьного хранилища, готовить которую будут учащиеся.

В будущем планируем и историко-краеведческое направление сделать профильным для обучающихся. Понятно, что нужны сильные предметники. Нынче приняли на работу молодого специалиста-историка, на которого возлагаем большие надежды. Ведь увлечь ребят чем-то может только тот учитель, который сам живет идеей, темой, школой.

— В вашей школе 1 сентября приступили к работе сразу пять выпускников вузов. С ними уже заключены эффективные контракты?

— Нет. Педагогический коллектив перейдет на контрактную систему с января 2014 года, сейчас мы изучаем нормативные документы, разбираемся,  что будем выполнять в рамках этого соглашения.

На самом деле учителям Новгородской области бояться эффективного контракта не стоит, поскольку система работы педагогов и ее анализ, положенные в основу такого договора, давно уже действуют в нашем регионе. Я говорю о том, что заработок преподавателей региона зависит от результатов их труда, которые оцениваются по определенным критериям. В каждой школе области существует положение о стимулировании за те или иные достижения. И вопрос о том, кому начислить надбавки, решается коллегиально.

Эффективный контракт предлагает похожий механизм. Знаю, многие работники образования Новгородчины недоумевают, зачем в таком случае нужно заключать с работодателем некое новое соглашение. Стимулирование результата существует всего в нескольких регионах. Эффективный контракт — федеральный проект, и заработать он должен во всех российских субъектах без исключения. Критерии, по которым будут оценивать деятельность руководителей учебных заведений, разрабатываются на областном уровне, и я сама внести коррективы в этот перечень требований не смогу. А вот за что нужно больше платить конкретным учителям, будем решать внутри коллектива.

Некоторыми коллегами высказываются опасения, что в эффективные контракты для директоров школ вышестоящие руководители будут заносить априори невыполнимые задания. Городской комитет образования знакомил нас с примерными пунктами соглашения. Я как директор должна обеспечивать качественный образовательный процесс и уровень подготовки ребят, что проверяется итоговыми испытаниями в 4, 9 и 11 классах.

Моя работа будет оцениваться и по количеству медалистов, удовлетворенности родителей учебными услугами, в том числе по дополнительному образованию, квалификации учителей, выполнению муниципального задания по набору в классы. Все эти задачи я и сейчас выполняю. Так что меня лично эффективный контракт не пугает.

Урок для директора— Сейчас многие образовательные заведения своих подопечных группами водят на просмотр фильма «Сталинград». Учащиеся вашей школы тоже организованно пойдут в кино?

— Прежде чем советовать что-то классным руководителям, я сама отправилась на премьеру. Картина оставила неоднозначное впечатление. Думаю, люди старше сорока лет вряд ли что-то новое узнают о войне из киноленты, потому как у многих родители воевали в годы Великой Отечественной или были тогда детьми. И сейчас наши родные периодически вспоминают, как бомбили их города, деревни, как уходили семьи от немцев в леса, как собирали колоски пшеницы или ржи с полей, перепаханных взрывами бомб. Ничего сверх этого фильм не показал.

Да, с точки зрения спецэффектов картина сделана отлично. Подобран хороший актерский состав. Но по ходу ленты у меня возникала мысль, что история, рассказанная нам авторами «Сталинграда», поверхностно отображает те события, иллюстративно. Например, меня очень насторожил момент убийства советским солдатом женщины, которую пытался спрятать в здании за линией боевых действий немецкий офицер. Режиссер картины Федор Бондарчук говорит, что делал этот фильм в первую очередь для молодежи, которая нуждается в том, чтобы на понятном ей языке рассказывали о Второй мировой. Причины отношений между девушкой — жительницей истерзанного Сталинграда — и офицером вермахта куда более драматичные, чем может показаться. И так ли уж нужно было в киноленте для подрастающего поколения убивать эту героиню?

Но при всем моем критическом настрое, безусловно, лента заслуживает того, чтобы ее увидели старшеклассники. Мы будем рекомендовать своим ребятам сходить в кино и составить свое мнение о фильме. А потом, возможно, предложим совместно обсудить художественное, патриотическое раскрытие темы битвы за Сталинград в кинокартине…

Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА