Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Врач от Бога,

или Нужно ли преподавать теологию в медицинских вузах

В начале октября в Самаре состоялся IV Всероссийский съезд православных врачей «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья населения».

На форуме обсуждались паллиативная помощь, ЭКО, эвтаназия, прерывание беременности. Темы, вызывающие в обществе неоднозначную реакцию, щекотливые, спорные не только для священнослужителей, но, пожалуй, и для самого медицинского сообщества.

Об отношении Православной церкви к развитию современной научной медицины, о профессиональной этике доктора, о предложении ввести в курс для студентов-медиков богословскую дисциплину, корреспондент НВ беседует с участником съезда, протоиереем Алексеем БОРИСКИНЫМ, кандидатом медицинских наук, врачом-оториноларингологом детской областной больницы, председателем Новгородского регионального отделения Общества православных врачей России.

— Отец Алексий, медицина и Церковь, по-моему, — достаточно консервативные структуры, «инородные» постулаты там в принципе не могут быть приняты. Между тем, как показывает опыт проведения подобных форумов, точки соприкосновения ищутся и, возможно, находятся. О чём эти диалоги?

— Врачи, которые приезжают на форумы, говорят на одном языке со священнослужителями. Первые могут растолковать, «разжевать» вторым сложные вопросы, связанные с медициной. Например, что представляют собой современные репродуктивные технологии. Но и у самих медиков возникают вопросы этического порядка, с которыми в министерство или департамент не обратишься. Требуется совет от человека с духовным опытом и образованием. А что касается консервативности, то она в здоровой своей форме только помогает как врачам, так и священникам.

— Интернет бурлит по поводу того, что в Самаре было высказано пожелание от участников съезда, чтобы в медицинских вузах изучалась теология. А как вы считаете, есть ли в этом смысл?

— Я не думаю, что это необходимо. Привнесение теологии в образовательную программу будущих медиков выглядит несколько искусственным. После многих лет официального материализма она с трудом приживётся в государственных вузах. С другой стороны, возникают вопросы: кто будет преподавать теологию? Лектор какой веры? Правильнее было бы ввести курс по биомедицинской этике или другого предмета, направленного на осмысление и разрешение моральных проблем современного здравоохранения. Так, последние два года в Новгородском медицинском колледже я веду предмет «Духовные основы милосердия». На занятиях, не привязываясь к какой-то конкретной религии, говорим со студентами о нравственных ценностях. Среди будущих медиков есть молодые люди разных вероисповеданий, а также неверующие, но всем одинаково необходимо задуматься над понятием милосердия, одного из основных качеств медицинского работника.

— А чего ждёте от своих студентов?

— Чтобы они поняли, что пациент — это не только тело, но и душа. Не только биоматериал, который требуется починить, но и тайна. И хорошо, если это им скажет врач.

— Однако порой кажется, что между медиками и пациентами — противостояние. Больные упрекают врачей в чёрствости, но и доктора нередко жалуются на недостаток уважения, хамство со стороны пациентов. Кодекс профессиональной этики врача мог бы исправить ситуацию?

— Проблема отсутствия доброжелательности характерна сегодня, увы, для всего нашего общества. И решаться она должна именно воспитанием, причем с раннего детства примером родителей. Этика православного врача основывается на том, чтобы относиться к своей деятельности не как к работе «с 9 до 17», а как к служению Богу и ближним. На мой взгляд, вера не мешает доктору, а, напротив, помогает.

Религиозное многообразие усложнит внедрение теологии в образовательную программу медицинских вузов— Поскольку одной из самых популярных в последнее время федеральных новостей является известие о рождении двойняшек из пробирки у Пугачёвой и Галкина, в обществе снова ненароком или с умыслом поднята тема суррогатного материнства. Допустимо ли оно, с точки зрения Церкви?

— На съезде выяснилось, что некоторые священнослужители сомневаются: можно ли крестить детей, появившихся на свет у суррогатной матери. Однако вопрос здесь совсем не в том, что эти ребятишки какие-то другие. А в том, что их родители прибегли к технологии, которая противоречит вере. ЭКО подразумевает редукцию избыточных эмбрионов. Православная традиция говорит о том, что живая душа присутствует у человека с момента его зачатия. Поэтому эксперименты с человеческими эмбрионами, а особенно их уничтожение — морально недопустимы. И если родители сознательно пошли на этот шаг, то можно ли считать их православными, а значит, доверить духовное воспитание ребёнка? Наверное, в этом случае лучше подождать, пока ребенок вырастет и сам решит, хочет ли он стать православным.

Тем не менее в духовной жизни есть такое понятие, как «пастырская икономия». Оно означает некоторое отступление от правил и канонов исходя из конкретной ситуации, например, ради сохранения семьи. Что касается шумихи в СМИ вокруг применения репродуктивных технологий звёздами эстрады, я считаю, что это идёт на руку фирмам, занимающимся подобными очень дорогостоящими технологиями.

— Несколько лет назад вы выступили с инициативой создания при женских консультациях предабортного консультирования. Как сейчас складывается данная работа?

— Она налажена в областном центре, в некоторых районах. Законодательно закреплено, чтобы женщина не делала аборт на пике эмоций, операцию назначают не в день обращения, а не раньше чем через неделю. В это время беременной даётся возможность всё обдумать, побеседовать с психологом или священником.

Приказ о том, что для женщин, пришедших на аборт, должна быть организована консультация психолога, а при необходимости социального работника, юриста и иных специалистов, существовал давно. Но в нашем обществе есть проблема с претворением законов в жизнь. Общество православных врачей попыталось стать объединяющей структурой для организации межведомственного взаимодействия в этом вопросе. Проблема начала решаться, но впереди еще много работы.

— Тем не менее в новом законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закреплено, что у врача есть право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ не угрожает жизни пациентки. Но если в районе всего один врач акушер-гинеколог и по своим убеждениям он не желает делать такие операции, не спровоцирует ли это волну криминальных абортов?

— На форуме разбиралось новое законодательство, в том числе и данный пункт. Действительно, работодатель не имеет права уволить врача за его решение не делать аборты. Администрация медицинской организации тогда должна найти ему замену. В районах с одним доктором это условие выполнить нереально. Тогда, возможно, пациенткам придётся отправиться в областной центр, в другие районы. Но я не вижу в этом проблемы. Прерывание беременности не по медицинским показаниям — это убийство, и зачем врачу принимать в нём участие? Криминальными абортами пусть занимаются органы правопорядка. Данные операции меняют психику врача, он переступает черту и уже по-другому смотрит на беременную женщину. Задумайтесь, почему так много возникает жалоб на акушеров-гинекологов из-за их циничности и жёсткости.

— А какая тема форума больше всего взволновала вас?

— Понравился доклад по проблеме эвтаназии, представленный врачом паллиативной помощи из Москвы. Было высказано мнение, что философия витализма, согласно которой надо продлевать жизнь человека любыми способами и в любой ситуации, не является христианской. Наша жизнь не ограничивается только земным существованием, смерть — это переход в жизнь вечную. Но как сегодня умирают большинство людей? В отделениях реанимации. Представьте, если человек долго болеет, измотан как болезнью, так и лечением, и вот он исповедовался, завершил дела, попрощался с близкими и морально готов уйти. У него останавливается сердце, а его начинают реанимировать, интубировать, проводить «лечебные» мероприятия, продлевающие не жизнь, а физические мучения. Насколько это милосердно и соответствует врачебному служению как облегчению страданий?

И ни в коем случае не сочтите, что эти рассуждения являются оправданием эвтаназии. Введение эвтаназии недопустимо, это грозит тем, что её начнут использовать ради неблаговидных целей. Сложные нравственные вопросы необходимо обсуждать именно во врачебном сообществе, чтобы каждый доктор серьезно и вдумчиво относился к своей работе.

Фото с сайта tyumsma.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА