Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Безвыходных ситуаций нет

На консультации к школьному психологу ходят целыми классами

Елена ЕФРЕМОВА — руководитель городского детского развивающего центра «Открытие», психолог гимназии «Новоскул», лауреат Всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2013».

По ее признанию, когда два года назад она пришла трудиться в школу, ни учителя, ни дети не знали, где находится кабинет психолога. «Ребята и родители путали мою профессию с психиатром, — говорит она, — а педагоги были убеждены, что моя работа — это только проведение диагностических тестов для учащихся». Сейчас все по-другому...

Место в школе
— Елена Владимировна, психолог вы по второму образованию. По первому — экономист. Что заставило так кардинально изменить жизнь?

— Старшеклассницей ходила как-то по своей гимназии и вдруг поняла, что обязательно когда-нибудь буду работать в школе. Но точно не преподавателем. В то время еще в школах не было никого из не педагогов, кроме медиков. Поэтому я и не видела там своего места. Вообще, тогда уже учили в вузах на психологов, но поскольку мои родители из среды финансистов, они убедили меня, что нужно идти по их стопам. И мне было интересно учиться в институте и работать по экономической специальности. Потом в связи с замужеством и рождением ребенка я с головой ушла в домашние заботы. Как-то увидела объявление о проведении психологом семинара по детским страхам, решила пойти, так как дочка у меня впечатлительная. И вот там-то на лекциях поняла, что это мое: я не просто слушателем была, а активно принимала участие в работе группы. Поступила в университет и получила образование по специальности «Психология».

— Но не сразу пришли в школу, вначале свою фирму организовали…

— Да, решила совместить экономический опыт с новой работой и открыла развивающий центр для детей, в котором квалифицированные специалисты готовят дошколят к первому классу. Что касается психологии, консультированием я уже давно занимаюсь, причем не ограничиваю себя только одним направлением, скажем, трудностями ребят в учебе или межличностными отношениями, помогаю находить варианты самых разных проблем. Постепенно набираясь опыта, пришла к необходимости находиться непосредственно в школе и быть участником образовательного процесса.

Профориентационную работу нужно начинать еще с ребятами пятых-шестых классов

В помощь учителю
— А обязательно ли нужны специалисты вашего профиля в учебных заведениях? Ведь многие дети да и родители воспринимают вас как учителей и не спешат делиться своими проблемами…

— Да, такое отношение со стороны школяров существует. И думаю, сформировалось оно не на пустом месте. Видимо, есть случаи, когда после разговора с психологом о трудностях ребенка узнают учителя. Подобного быть не должно. Все проблемы, с которыми приходят ко мне учащиеся, их законные представители, педагоги, остаются строго между нами.

Я убеждена: психолог должен быть в каждом учебном учреждении. В последние годы в отрасли образования происходят колоссальные перемены, и настроиться на новый лад не так просто. Я третий учебный год в школе, и в зависимости от задач, которые стоят перед коллективом, меняю приоритеты. Так, первый год я в основном занималась диагностикой развития способностей и личностных характеристик учащихся разных классов, потом наряду с этим начала проводить большую просветительскую работу с учителями.

— Что вас к этому подвигло?

— Переход на новые стандарты обучения, подразумевающие иные подходы к подаче материала. Понятно, что взрослый человек не может взять и измениться сразу, и потому некоторые педагоги с опаской относятся к методикам, которые нацелены не просто на выдачу информации, как это было раньше, а еще и на умение детей работать по проектам, не простые ответы давать, а выдвигать гипотезы, отстаивать свои версии. Мы вместе с предметниками ищем варианты ведения уроков. И сейчас педагоги даже с авторитарным стилем преподавания обращаются за советами, прислушиваются к рекомендациям. Вообще, настраиваю всех участников учебного процесса на позитивный результат.

— Трудно это дается?

— Много времени уходит на то, чтобы научить людей не включаться в конфликтные ситуации с коллегами. У нас большой женский коллектив в трех зданиях. И бывает, один что-то сказал про другого, а испорченный телефон доносит искаженную фразу. Тут же начинаются пересуды, обиды. Но в последнее время, смотрю, дамы очень грамотно разруливают подобные ситуации.
Желание и престиж

Елена Ефремова: «Нужно создавать условия для развития ребёнка. И никаких коррекционных занятий не потребуется»— Думаю, большая часть вашего рабочего времени уходит все же на старшеклассников. Тут и исследования по профессиональному самоопределению, и их проблемы с родителями…

— Да, подростки по большей части не стесняются задавать мне вопросы. Поработав в школе, поняла, что профориентационную работу нужно начинать еще с ребятами пятых-шестых классов. Причем не просто рассказывая им в стенах образовательного учреждения о разных специальностях, а организуя выезды на предприятия, в службу занятости, в профессиональные учебные заведения. Как психолог периодически провожу тестирование ребят, которое показывает развитие их интеллектуальных способностей по разным дисциплинам, личностные характеристики, например, ответственность, исполнительность, настойчивость и прочее.

— И что дают такие ваши исследования ребятам?

— Основное исследование дает ориентиры учащимся, с какими предметами у них на самом деле все нормально идет, а с какими проблемы назревают; как проблемы, настоящие и будущие, решать. Выводятся рекомендации по профессиональным направлениям. Но не всегда сформированные черты характера сочетаются даже с рекомендованными профилями. Бывает, что у подростка — универсальные знания, то есть он может и технические специальности выбирать, и гуманитарные.

— И что ему в этом случае делать?

— Я почти каждого старшеклассника индивидуально уже после получения данных общего тестирования по профессиональному самоопределению консультирую — вместе смотрим, подходит ли его неусидчивость и лидерские качества для работы, скажем, экономиста, или нет. Выясняю предпочтения самого учащегося и то, как они соотносятся опять-таки с личностными параметрами.

— Как я понимаю, вы убеждены, что профориентационное информирование в школе нужно начинать не в учебной аудитории.

— Убеждена. В первый год моей работы в гимназии в одном из девятых классов подавляющее большинство ребят сказали, что хотят пойти учиться на патологоанатомов! При этом класс был с углубленным изучением английского языка и экономики. По ходу общения выяснила, что дети нарисовали себе некий образ специалиста, насмотревшись сериалов про работу правоохранительных органов. Когда же я начала углубляться в детали, школьники не смогли ответить, кто им больше импонирует в сериях: следователь, который приходит в больницу за справками о причинах смерти погибшего, или врач, составляющий данный документ. А когда объяснила, что патологоанатомы получают примерно 15–20 тысяч рублей в месяц вместо нарисованных подростковым воображением 60–70 тысяч рублей, дети призадумались. Учащиеся не представляют себе, в чем заключается специфика той или иной профессии и какие предметы им придется изучать в вузе. Поэтому часто рекомендую гимназистам задолго до подачи документов на поступление заглянуть в НовГУ и изучить расписание занятий на разных факультетах, получить представление о том, что придется изучать потом.

«Взрослый человек не может взять и измениться сразу, и потому некоторые педагоги с опаской относятся к новым методикам преподавания»

— Много говорится в последнее время о высокооплачиваемых и востребованных рабочих профессиях, но родители по-прежнему настаивают на поступлении в вуз. Ведете борьбу с этим?

— Не борьбу, только диалог на равных. Примеров, когда выпускники девятых классов хотят продолжить обучение в колледже, а в семье не считают это престижным, действительно много. Кого-то убеждаем, что выбор ребенка осознанный и не нужно ему мешать. Но, к сожалению, есть и те, кто вопреки воли сына или дочки отдают их в 10 класс. И потом мы наблюдаем снижение успеваемости, прогулы, конфликты с учителями и родителями. Я уже говорила, что консультирую по разным вопросам людей разного возраста. Так вот иногда мне приходится общаться с теми, кого мамы «поступили» в институты. Если у ребят сформировалось упорство, стремление добиваться желаемого, они меняют факультеты и даже вузы. Но чаще происходит по-другому: получив диплом, по специальности не трудятся, часто меняют место работы или вообще бездельничают дома.

Вот чтобы подобных случаев было как можно меньше, много времени уделяю разъяснительной работе с родителями. Радует, когда удается найти общий язык. На самом деле безнадежных психологических ситуаций не бывает. И моя задача как раз заключается в том, чтобы совместно с учениками, их мамами и учителями найти правильный выход.

Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА