Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Письмо из архива

Юный экскурсовод школьного музея изучила переписку учеников и ветеранов ВОВ, принимавших участие в боях за освобождение Новгорода

Музей средней школы № 4 Великого Новгорода — один из лучших в стране: в прошлом году победил во всероссийском конкурсе «Элита национального образования».

А деятельность свою начал в далеком 1953-м. Первые годы основным направлением было археологическое: школьникам тогда удалось собрать большую коллекцию, многим экспонатам которой и сейчас завидуют даже крупные музеи. А в 60-х годах появился еще один раздел работы — ребята стали разыскивать тех, кто освобождал город от немецких захватчиков. Точнее, юные краеведы отозвались на просьбу самих ветеранов, участвовавших в боях за Новгород и разыскивавших однополчан.

Переписка детей и прошедших горнило боев людей, которых после судьба раскидала по всему Союзу, длилась почти два десятилетия. Писем, открыток, фотографий военных и уже мирных лет скопилось в школьном архиве много. И все это время материалы просто хранились в папках и никак не были систематизированы. Но летом 2013 года разбирать послания взялись несколько членов клуба юных экскурсоводов. Среди них была и Екатерина СМИРНОВА. Девочка не просто просматривала выцветшие, слежавшиеся, запылившиеся листы ученических тетрадей в клетку или линейку, исписанные разными людьми, не просто архивировала по датам или авторам, а внимательно, и не по одному разу, все их перечитывала.

Так и появилась идея написать исследовательскую работу: «По страницам писем ветеранов».

От Рогатицы до Дворища
Что привлекательного находит в науке о далеком прошлом четырнадцатилетняя школьница? Катя говорит, что «включилась» в урок истории в седьмом классе — до этого рассказы педагога о давно минувших событиях и людях были, конечно, любопытны, но не цепляли. Может, потому, что речь в них по большей части шла о заграничной жизни. А вот когда русским духом повеяло, Катерина заинтересовалась:

— Я уже сама для себя к концу седьмого класса прочитала все, что в предыдущие годы из прошлого нашей страны мы проходили и что я пропустила мимо ушей. Училась я в школе № 16 в Деревяницах, поскольку исторического уклона в ней нет, решила поменять место учебы. Летом на каникулах случайно в Интернете зашла на сайт школы № 4, и меня привлек рассказ о работе музея, его коллекции, кружке экскурсоводов. Теперь я учусь в этом самом учреждении. И ничего, что далековато от дома — оно того стоит.

Учительница истории, курирующая деятельность музея, Галина ВАСИЛЬЕВА говорит, что в прошлом учебном году сразу обратила внимание на новенькую восьмиклассницу — девочка еще толком не адаптировалась в школе, а в кружок экскурсоводов уже записалась:

— Сейчас Катя по нашей экспозиции туристов из других школ, которых, к слову сказать, много, спокойно водит. И для взрослых людей по близлежащим улицам — Славной, Рогатице, Ильиной, ну и Ярославову Дворищу экскурсии проводит. В составе членов клуба исследователей «Рюрик» занимается с экспертами Новгородского музея-заповедника. Признаюсь, ребятам непросто даются эти уроки, поскольку музейщики научную терминологию используют по-иному, нежели учителя на школьных семинарах информацию подают. То есть ведут взрослый разговор со школьниками. Однако дети стараются во все вникнуть. Екатерина вот уже начала новую для себя тему разрабатывать — ювелирные украшения древних новгородцев.

Что же касается тематики Великой Отечественной войны, то по заверению Васильевой, проект Екатерины по письмам ветеранов — это не ученический реферат, а серьезная аналитика и систематизация. Девушка сделала упор не столько на сборе дат и фактов боевых действий, сколько на чувствах, которые переживали люди в окопах, в госпиталях или уже после Победы. Провела большую исследовательскую работу. И это было отмечено жюри городского конкурса юных историков и краеведов «Отечество» — по итогам состязания 2013 года Екатерина заняла третье место и получила премию мэра.

Последняя просьба друга
«С большим трепетом открываю письма ветеранов…» — так начинается основная часть работы Кати Смирновой, в которой она описывает авторов посланий и то, что их тревожило больше всего уже в мирное время.

— Сегодня часто можно услышать от людей старшего возраста, что нынешнее поколение не желает чтить память и подвиги героев Второй мировой, — говорит Екатерина. — А я вот читала письма, которые были составлены в 60-х годах. И уже в них участники войны с горечью рассказывали, как от их предложений проводить больше встреч с молодежью отказывались партийные работники. Как начальники приглашали героев на встречу к себе в кабинеты, а потом просто забывали об этом и уезжали по делам, не предупреждая ветеранов…

Девушка в ходе работы с письмами выяснила, что переписка школьного музея с теми, кто освобождал Новгород, началась с подачи пестовчанина Ивана Ивановича Смелкова. Он, признанный в 1941 году непригодным к службе, мог бы спокойно в тылу отсидеться. Но нет, Смелков рвался на фронт, требуя отправить его в боевую часть, и добился своего. Воевал под Ленинградом, в составе роты разведки 299-го полка 225-й Новгородской Краснознаменной ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии, принимал участие в боях за наш город, после освобождал Прибалтику. «…Победу встретил в госпитале, где часто вспоминал небольшой плацдарм на левом берегу Волхова у деревень Лезно и Зеленцы. Там навсегда остались его лучшие друзья. Учитель истории Пекушин умер у него на руках, успев прошептать: «Напиши». Последнюю просьбу друга Иван Иванович воспринял не только в узком смысле — сообщить семье о гибели героя, но и рассказать всем об освободителях Новгорода…» — читаем в работе Кати Смирновой.

Почти сразу после войны Смелков рассылает очерки о своих сослуживцах в различные газеты, начинает искать сведения о выживших однополчанах. Хочет собрать их всех на встречу в Новгороде. Обивает пороги кабинетов начальников, но партийные чинуши от его идеи отмахиваются. Зато откликаются участники боев — с разных концов страны начинают приходить в Пестово, куда Смелков возвращается после Победы, письма и открытки от воевавших под Новгородом. К лету 1973 года Ивану Ивановичу удается установить связь с 56 бойцами. К этому времени в переписке уже активно участвуют школьники.

…В настоящее время, как выяснили Катя и ее научный руководитель, из адресатов, которым когда-то писали учащиеся школы № 4, в живых уже никого нет. И связь с их семьями, к сожалению, потеряна.

Но письма-то сохранились. В одних так ярко и живо передано восторженное настроение от того, что поднимаются из разрухи города, рождаются дети, зреет урожай. В других радость, когда боевые товарищи  дают о себе знать. Во многих — неприятие укореняющегося равнодушия к ветеранам. И в каждом — рассказы о моментах той войны, которые память никогда не сотрет.

Из письма Ивана Федоровича Сидорова из Челябинской области (1967 год): «Как-то прочитал в газете «Советская Россия», что жители Новгорода вносят средства в фонд памятника в честь Победы, который будет открыт к 50-летию Советской власти.  Решив принять участие, я сдал машину металлолома. Деньги просил перечислить на вашу школу или в горисполком…».

От редакции. В школе подтвердили — деньги Ивана Федоровича пошли на памятник.

Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА