Гитлеровцы демонтировали памятник «Тысячелетие России» в 1941 году?
Во время торжеств в связи с 70-летием снятия блокады Ленинграда я вернулась к военным воспоминаниям выдающегося математика Виктора Залгаллера «Быт войны».
В своё время для меня имел личное значение эпизод, связанный с находкой им в Пруссии фотографии, на которой запечатлена попытка немцев разобрать памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, датированная сентябрём 1941 года, а не как принято считать — накануне наступления наших войск в начале 1944 года.
Студент третьего курса Ленинградского авиационного института Виктор Залгаллер (к слову, уроженец поселка Парфино) в июле 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Всю войну провел на передовой, был связистом, дошёл до Эльбы.
В книге «Быт войны», рассказывая о событиях того времени, он пишет:
«Пришёл 1945 год, год Победы. В Пруссии пустые зимние посёлки. Скот брошен, провалившаяся корова воет в канаве. Конь, как дикий зверь, красиво стоит в лесу. В пустой заснеженной деревне лежит в одном доме парализованный немецкий старик. Солдаты вкатили ему в комнату бочку. Налили воды, оставили еду.
Идёт тяжёлый бой. Опять во взводе есть убитые. После боя на холодном поле с ветром остановился возле двух мёртвых гитлеровцев. У каждого на пальце кольцо: череп и две кости. Дивизия СС «Мёртвая голова».
Хотел снять на память кольцо. Не идёт. Стал перекусывать палец телефонными кусачками. Опомнился. Бросил это. На втором убитом, забирая документы, нашёл пару фотографий — разборка памятника 1000-летию России в Новгороде. На обороте дата: 19 сентября 1941 года».
Благодаря этому отрывку стало возможным обратиться к Виктору Абрамовичу за некоторыми уточнениями. Сейчас ему 93 года, живет в Израиле, но откликнулся и подробнее рассказал этот эпизод в письме:
«Сделанный немцем в сентябре 1941 года снимок разобранного памятника попался мне в боях в Пруссии в конце января-феврале 45-го. В пачке моих писем с фронта он пролежал много лет. Летом 1982 года я поехал в Новгород (на автобусах) вместе с ветеранами Любанской операции. Мы видели памятник 1000-летию России уже восстановленным, были в музее, ездили на братские могилы в Мясной Бор. После этой поездки я переслал в краеведческий музей тот немецкий снимок. И получил письменное спасибо, где отмечалось, что этот небольшой чёткий снимок особенно ценен тем, что он датирован 19 сентября 1941 года».
Вот такая история. Не знаю, сколь ценна она для специалистов. Но думаю, что читателям «НВ» это будет интересно.
От редакции
Молва приписывает фашистскому генералу Курту Герцогу намерения разрезать памятник и отправить в Германию. Якобы в бытность его комендантом Новгорода. В 1941—42 годах генерал-лейтенант Герцог действительно воевал близ Новгорода. Но сведений о том, что именно он был комендантом, нам найти не удалось. Известно только, что он командовал сперва 291-й пехотной дивизией 18-й армии, а затем — 38-м армейским корпусом вермахта, дислоцированным на Волхове.
7 декабря 1947 года Герцог оказался перед лицом военного трибунала, который заседал в Новгороде. Ему предъявлялись обвинения в демонтаже и подготовке к отправке в качестве презента немецкому бургомистру города Инстербург памятника «Тысячелетие России», снятие и переплавка на сувениры золота с куполов Софийского собора и Георгиевского собора Юрьева монастыря, организация расстрелов 3 700 советских граждан. Вину свою он не признал, но получил 25 лет лагерей. Умер Герцог от истощения в лагпункте «Второй кирпичный завод» в Воркуте 8 мая 1948 года.
В том, что касается памятника, речь на процессе шла о демонтаже в 43-м году. Летом-осенью 41-го памятник стоял неприкосновенный, гитлеровцы с удовольствием фотографировались рядом с ним.
Тем не менее редакция готова принять любые свидетельства или версии, подтверждающие рассказ Елены ОЧИНОЙ. Пишите на адрес ved@novved.ru.
Елена ОЧИНА,
член Союза журналистов РФ, Москва












