Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Долгая дорога на Кересть

У каждого эта война оставила свой лёд в душе

Боевой путь пропавшего без вести весной 1942 года красноармейца-сибиряка Владимира Резниченко я начал восстанавливать в Центральном архиве Министерства обороны прошлой осенью.

Документов 2-й Ударной армии, практически полностью уничтоженной немцами у новгородской деревни Мясной Бор, сохранилось крайне мало.

В одной из папок попались старые командирские карты. На них — точное местоположение 5-й батареи 938-го артиллерийского полка в апреле — начале июня 1942 года. Той самой батареи, где служил красноармеец Резниченко, 1903 г.р., призванный Купинским РВК Новосибирской области 5 мая 1941 года.

Захотелось найти это место. Установить памятный знак. Отдать последнюю дань уважения героям тех драматичных дней. Накануне Дня Победы выбрал пару дней и двинулся в путь… 

Новгородские просёлки
Навигатор указал левый поворот, и гладкий асфальт федеральной трассы сразу же сменился латаным-перелатаным проселком. По обе стороны — еще по-весеннему прозрачный подлесок.

Желтые таблички запрещали охоту без путевок. Тут и там на березах — пластиковые бутылки для сбора сока. Особенно умиляли скворечники: на отдельных участках абсолютно новые птичьи домики были приколочены почти к каждому дереву.

Очень скоро стали попадаться дорожные указатели со знакомыми из архивных папок названиями. Большое Замошье, Гузи, Пятилипы, Чауни... Дорога вдруг пошла круто вправо, и разбитый асфальт сменился узкой полоской щебёнки.

Запыленная табличка с надписью «Кересть», видимо, для усиления восприятия была дополнена еще одной — с жирной черной стрелкой, указывающей влево. Но навигатор был не согласен и настойчиво вел прямо — подальше от твердой дороги: сначала — на грунтовку, а потом и вовсе — на прошлогоднюю траву, чавкающую водой. Понимание, что прибор ошибся, пришло слишком поздно... «Шкода» плотно села на брюхо.

Остановка по требованию
Сделав, для приличия, пару неловких попыток подсунуть что-нибудь под вывешенное колесо, понял: без помощи не обойтись. Но вокруг меня носилось лишь несколько сердитых дворняг. Потом в доме напротив, который сначала показался необитаемым, скрипнула дверь. На крыльце показался мужичок лет шестидесяти.

Не выказав удивления, словно автомобили паркуются у его окон ежедневно, степенно спустился и присел на корточки. Диагноз был поставлен мгновенно: «Тебе, парень, надо искать трактор». На просьбу толкануть за вознаграждение последовал отказ.

На вопрос, где найти трактор, мужчина пожал плечами: «Что ты вообще делаешь здесь?». Получив ответ, оживился. Оказалось, что через дом живет фермер, и ГАЗ-66 у него вроде бы на ходу.

Через минуту я уже кричал: «Эй, хозяин!», стоя у фермерских ворот. На крик вышел мужчина средних лет. Сильная, энергичная походка. По-деловому уточнил, где машина, и побежал в дом одеваться. Спустя 10 минут к моей увязшей «Шкоде» подкатил армейский 66-й. Пара рывков, и можно ехать дальше!

Пункт назначения
На краю Керести дорога кончилась. Понял, что нахожусь в паре сотен метров от цели своего пути. Однако ориентиры, намеченные еще в Москве на карте из Google, упорно не хотели находиться на реальной местности. Где пруд? Где просека? Где два одиноких дома на краю?

Мои перемещения в очередной раз вызвали лай окрестных собак. На шум из крайней от леса избы вышла женщина. Внимательно выслушала меня, посмотрела на схему и фрагмент исторической карты. Через несколько минут нашлись и пруд, и прочие ориентиры. Баба Ира попросила записать все данные.

Первоначально выбрал место там, где раньше была сельская школа и высокие тополя терлись друг о друга макушками. Начал копать. Хозяйка соседнего дома стала энергично возражать. Впрочем, и она, прочитав надпись на гранитной табличке, которую я собирался установить, и услышав, что приехал я из Москвы, замолчала. А потом, подумав, подсказала хорошее место — в 100 метрах от деревни, на небольшой лесной поляне.

Помним всё
Когда заканчивал свою работу, запыхавшаяся и взволнованная ко мне подбежала дочь бабы Иры. Попросила карту — показать мужчинам, когда вернутся с работы. «Потеплеет, мы обкосим все вокруг! Будем ухаживать!»... Предлагать вознаграждение уже не повернулся язык.

Мы отошли к деревне. На фоне березок, ив и елей из густой сухой травы четко просматривался гранитный прямоугольник с надписью: «С апреля по июнь 1942 г. на этих позициях вела бои 5-я батарея 938-го артполка 366-й стрелковой дивизии». Последняя память о без вести пропавшем солдате Великой Отечественной, которого так и не дождались и на которого не получили похоронку...

От предложенного бабой Ирой чая пришлось отказаться. Торопился в обратный путь.

В зеркале заднего вида уменьшалась и исчезала Кересть. Маленький уголок настоящей России. Которая все помнит. И которая благодарна всем своим защитникам. Независимо от срока давности.

Москва — Новгородская область
Апрель 2014 года

Андрей ДМИТРИЕВ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА