Лучшая операция — та, которую не пришлось делать, считает хирург Сергей Новиков
Новгородская областная клиническая больница — крупнейший в нашем регионе многопрофильный центр по оказанию высококвалифицированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи населению.
Всего здесь предоставляют более 100(!) видов медицинской помощи. Две трети коек — хирургического профиля.
В зоне ответственности заместителя главного врача больницы по хирургической работе Сергея НОВИКОВА — труд большого коллектива. Ведь из 952 работников в больнице 225 врачей, и более 60 из них — хирурги с разными специализациями, квалификацией, опытом и характером. А потому — ни минуты свободного времени. Полчаса беседы в ординаторской с журналистом после операции — большая роскошь.
— Сергей Юрьевич, сложная только что была операция?
— Простых не бывает. С 93-го года работаю в областной больнице и не помню, чтобы не волновался перед операцией. А вас что беспокоит?
— По счастью, здоров. Не сомневаюсь в вашей компетенции и мастерстве, и все же как не попасть на операционный стол?
— Хороший вопрос. Действительно, в среде медиков часто говорят, что лучшая операция — это та, которую не пришлось делать. Но не стоит бояться. Лишних операций мы не делаем. Более того, современные методы лечения все чаще позволяют избавлять человека от недуга без хирургического вмешательства. Вот, к примеру, язва желудка или той же двенадцатиперстной кишки. 20 лет назад, помню, по 100 операций в год приходилось делать на желудке, а сейчас — всего три-четыре. Только острые и сложные, запущенные формы. Скальпель хирурга становится не актуален при своевременном консервативном лечении, и это прекрасно! У молодых врачей даже появилась проблема в том, чтобы получить опыт и навыки в проведении резекции желудка.
Операции теперь все чаще почти бескровные, потому что проводят их малоинвазивным способом — через проколы. Практически не делаем мы диагностических операций — таких, чтобы посмотреть, что «там» у больного.
— На подмогу пришло современное диагностическое оборудование?
— Вот именно! К примеру, универсальная рентгеноскопическая установка «Гамма» в нашей больнице. Это уже не аналоговый, а цифровой аппарат. Он дает значительно меньше излучения по сравнению со своими предшественниками, но лучше сканирует и более информативен. Теперь не просто снимок врач может посмотреть на просвет, у него на мониторе – видеофайл, где можно выбрать важный фрагмент и рассмотреть ситуацию в разных ракурсах. Помимо обычного режима у «Гаммы» есть, например, латерография. Пучок рентгена исследует лежащего больного, а это бывает необходимо для диагностики заболеваний желудка. Доступна в больнице и ангиография — метод контрастного рентгенологического исследования кровеносных сосудов.
В областной больнице работают два томографа. Они — разные. В ходе магнитно-резонансной томографии, получая обратный сигнал от клеток, мы можем судить о состоянии органов. Прежде всего МРТ незаменим в обследовании позвоночника, головного мозга. Одного исследования ведь врачу недостаточно, чтобы быть уверенным и поставить точный диагноз. А вот по совокупности показателей он быстрее найдет причину болезни. Сначала ведь диагноз, потом лечение, причем устранение причин болезни, а не только борьба с их последствиями.
— Кстати, почему рентген пациенты недолюбливают, а вот томограф пройти — это престижно?
— Это все по незнанию. Далеко не в каждом случае нужен томограф, и просто «для профилактики» обследоваться, конечно же, не стоит. Да и капельница без меры, кстати, тоже может навредить.
Всему своё время, и обследования надо проходить по направлению врача. А вот чем не стоит пренебрегать здоровому человеку, так это регулярными профилактическими осмотрами. Даже если ничего не болит. Болезнь или какие-то нарушения в организме могут быть выявлены на ранних стадиях обычными методами — сдаем анализы, а потом ещё раз сдаем.
Как и любой врач, призываю всех заботиться о своем здоровье: не курите, не злоупотребляйте алкоголем, ешьте здоровую пищу и тогда, при хорошей наследственности, соблюдении правил дорожного движения, рекомендаций по безопасности на рабочем месте, занятиях физкультурой, вероятности попасть на операционный стол будет совсем немного.
Переоценка ценностей в обществе идет, конечно, туго, но, как замечаю, молодые россияне к нашим тривиальным советам прислушиваются. Любая профилактика требует времени, чтобы реализоваться. Надеюсь, что не только женщины, но и мужчины со временем будут жить в России столько же, сколько и европейцы.
– Вас как опытного хирурга уважают все — и пациенты, и коллеги. А кого уважаете вы, Сергей Юрьевич?
— Я тоже восхищаюсь моими коллегами, да и пациентами тоже. Особого восхищения заслуживают наши анестезиологи — скромные, о себе не любят говорить, но от них очень многое зависит! Сейчас в анестезии тихо и незаметно прошла революция. Наркоз стал безопасен для человека в гораздо большей степени, нежели раньше: не приносит вреда сердцу, почкам, печени.
Уезжая в отпуск, без сомнений оставляю на своей должности Игоря Николаенкова — опытный, квалифицированный, внимательный специалист. И это не случайно, что Игорь Нилович стал победителем областного этапа всероссийского конкурса «Лучший врач года». Большого уважения заслуживает главная медсестра больницы Ольга Павлова, она достойна всяческих похвал. Благодаря ее работе в больнице очень сильный, квалифицированный средний медицинский персонал.
— Вот об этом поподробнее, пожалуйста. А то мы по привычке ищем гениев в Петербурге, Москве, Германии, Израиле…
— Вообще, в областной больнице каждый специалист на виду и на счету. Что касается повышения квалификации, дополнительного обучения, обмена опытом, здесь всё устроено самым лучшим образом. Мы консультируем врачей в районных поликлиниках и стационарах, а когда нужно — получаем совет и поддержку у коллег в Санкт-Петербурге и Москве. С развитием Интернета стали возможны консультации даже с зарубежными специалистами. В результате больные получают квалифицированную помощь и наиболее рационально организованное лечение. Например, их из районов области привозят к нам на операцию, а на долечивание отправляем домой, в ЦРБ. Так и больному легче, и нам удобнее. Или наоборот: сделать операцию на сердце новгородцы едут в Санкт-Петербург, а потом возвращаются, и мы за ними наблюдаем у нас в областной больнице.
— Стимулов достаточно, чтобы работать качественно?
— Вполне достаточно, ведь заработную плату врач в прямом смысле слова зарабатывает, и во многом от тебя, от твоей квалификации и включенности в процесс зависит конечная сумма. В больнице развивается система внутреннего контроля качества. Это когда заведующие отделениями контролируют работу коллег, в том числе и коллег из районных больниц. Есть и внешний контроль — со стороны страховых и контролирующих организаций. Если честно, в нашу отнюдь не тонкую папку с благодарностями от больных не заглядываю, а вот каждая жалоба становится предметом неоднократного и принципиального, глубокого разбирательства.
Владимир БОГДАНОВ (фото)












