На дне Мсты 70 лет лежит автомобиль, начинённый боеприпасами
Грузовик, затонувший зимой 1944 года близ Новгорода, обещает стать главной фронтовой находкой последних десятилетий.
Давненько уже у нас не находили такого крупного объекта, к тому же речь идет об автомобиле «АМО-2», лидере советского автопрома начала 1930-х. Таких сегодня во всей стране нет. Только на картинках. А у нас есть, но пока на дне в дельте Мсты.
По словам руководителя группы аквалангистов областной федерации подводной деятельности Алексея ИВАНОВА, вопрос сдвинулся с мертвой точки после того, как им заинтересовался Сергей МИТИН.
В конце прошлой недели приехали питерские водолазы-саперы. Машина ведь с грузом боеприпасов.
Навечно за рулём
В июне 2013 года, обнаружив это, группа Иванова прекратила исследовать объект. Люди там опытные, в 90-е подняли с десяток самолетов. Руководитель федерации Айвар СТЕПАНОВ имеет на своем счету еще и три танка. Однако разминирование — не их профиль. Категорически.
— Мы исследователи, а не авантюристы, — говорит Алексей Михайлович.
Почему сразу не стали форсировать события на предмет содействия в разминировании и подъеме автомобиля? Обращались к депутатам, к предпринимателям. Машину, если удастся ее благополучно поднять, надо реставрировать и куда-то ставить. Не в зал же боевой славы. Конкретной заинтересованности, обещаний не было. Вот и зависло.
И потом, не хотелось ажиотажа. Дело опасное, на тоненького. Потому еще, что в кабине находятся останки водителя.
— В нижней части, где педаль, была обнаружена кость ноги, — продолжает Иванов. — На сиденье что-то типа смятой одежды. Вероятно, остатки полушубка. Скорее всего, там могут быть хоть какие-нибудь документы. Есть шанс установить имя того, кто был за рулем. Ситуация требует сверхосторожности.
Вот и где именно затонула машина, не разглашается. С большими на то резонами.
По тонкому льду
Однажды в рейде с сотрудниками МЧС я стал свидетелем, как водила-рыбак, нарушивший табу выезда на лед, «стыдил» проверяющих, мол, из-за таких, как вы, в январе 1944-го наступление наших войск на Новгород могло бы захлебнуться. Шутка юмора, но выезд на лед 70 лет назад по нашим сегодняшним меркам безопасности был чем-то немыслимым, крайне рискованным. Толщина его составляла 18 сантиметров. Выходить не надо бы. А тут — груженая техника, бронемашины...
Но операция южной группы под командованием генерал-майора Теодора Свиклина с лихвой оправдала риск. Тонкий лед, почти полтора десятка километров открытого пространства. Все пересилил фактор внезапности. Пока немцы сфокусировали свое внимание на мощной северной группировке, атаковавшей с суши, десант на аэросанях захватил плацдарм на западном берегу Ильменя.
По замерзшим Мсте и Перерве вступили на озеро части довольно малочисленного (раз в 20 было меньше бойцов, чем у «северян») войска Свиклина. Была ночь, мела метель. Немцы совершенно не ждали такого удара, буквально проспав наступление. Были вынуждены отвлечь часть сил на южное направление, отчего наш боевой кулак с севера бил их только сильнее. Оборона врага была прорвана, исход битвы за Новгород решен. Во многом благодаря отвлекающему удару Свиклина.
Не зря генерал-майор, чтобы вдохновить подчиненных, опасавшихся, что лед может не выдержать тяжелую технику, лично пересек озеро, сев в головную машину. Но кто-то не дошел, не доехал, не вступил в бой на берегу, не доставил боеприпасы. Это война — боевые потери.
Видеть руками
Айвар Степанов еще в начале 2000-х годов плотно занимался поисками возможных подводных следов «ледовой атаки». Работал на юге Ильмень-озера, искал аэросани. Даже примерные карты были на руках, где сани сгорели, где их бросили, поскольку двигатель отказал. Было несколько батальонов аэросаней. Но в воде — ничего. Словно танк, обнаруженный в Ильмене в 1964 году и воздвигнутый на постамент в Новгороде, был единственной боевой машиной, не сумевшей преодолеть ледовую дорогу.
Немало воды утекло, и вот в прошлом году были возобновлены поиски по программе «Южная группа». Обследовав метр за метром довольно большой район озера, но также почти с нулевым результатом (в смысле чего-нибудь представляющего историческую ценность, поскольку такие находки, как большой рыбацкий катер, в расчет не берутся), новгородские подводники переключились на дельту Мсты. Готовились основательно: подняли и перелопатили свои старые материалы, добытые в архивах.
— Десять лет не прошли бесследно, — рассказывает Алексей Иванов. — Оборудование у нас теперь получше. Кроме гидролокатора магнетометром пользуемся. И вот — удача. Прибор показывает очертания крупного объекта. Глубина — около восьми метров...
По мобпредписанию
Как старший Алексей Михайлович составил акт обследования затонувшего объекта. Автомобиль стоит на дне на колесах. Сохранился деревянный кузов. А вот от верхней части кабины — ее делали из фанеры — ничего не осталось. Нет крышки капота, зато отчетливо просматривается вертикально-овальная форма таблички над радиатором, что позволяет предположить модель грузового 2-осного автомобиля — «АМО-2». Это предшественник автомобилей «ЗИС-3» и «ЗИС-5».
На грунте по левому борту лежит большой металлический диск, предположительно, опорная плита от полкового 120-миллиметрового миномета. В кузове — минометы в разобранном виде и боезапас к ним.
Как автомобиль, снятый с производства за несколько лет до войны, оказался в действующей армии в 1944 году, когда советский тыл уже изрядно переоснастил наши войска? Наверное, исправно служила «амошка». Что до возраста, так Родина мобилизовывала не одну только молодежь. Вот и грузовик «призвали» из какого-нибудь колхоза и — вперед!
— С большой долей уверенности можно предположить, что автомобиль затонул во время наступательной операции генерала Свиклина, — считает Алексей Иванов. — «АМО» вдвое тяжелее полуторки. Это модель переходного типа, комплектовавшаяся из импортных деталей и узлов. К слову, не исключено, что в тот момент, когда лед под машиной треснул, в кузове находился минометный расчет. Может, сумели выпрыгнуть, может — нет...
Момент истины
Остается надеяться, что Мста позволит разгадать эту тайну. В канун грядущего 70-летия Победы это было бы более чем уместно. Правда, заместитель руководителя департамента культуры Борис ЗОРИН осторожен в прогнозах.
— Давайте немного запасемся терпением, — предлагает он. — Пусть специалисты оценят состояние находки и возможности ее подъема с учетом повышенной взрывоопасности. Конечно, очень хотелось бы вернуть из небытия хотя бы еще одно имя, но нельзя рисковать жизнями. Поэтому в настоящее время мы на том этапе, когда необходимо все тщательно изучить, взвесить и принять решение. Это — дело специалистов.
Экспедиция «Южная группа», между тем, продолжается. Еще не обследован довольно большой кусок самой реки. Пожелаем нашим исследователям удачи. Их, кстати, можно поздравить: сравнительно недавно федерация подводной деятельности отметила 30-летие. И о подарке, как видим, они позаботились сами.
Фото из личного архива
Алексея ИВАНОВА