Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Восемь метров от войны

На дне Мсты 70 лет лежит автомобиль, начинённый боеприпасами

Грузовик, затонувший зимой 1944 года близ Новгорода, обещает стать главной фронтовой находкой последних десятилетий.

Давненько уже у нас не находили такого крупного объекта, к тому же речь идет об автомобиле «АМО-2», лидере советского автопрома начала 1930-х. Таких сегодня во всей стране нет. Только на картинках. А у нас есть, но пока на дне в дельте Мсты.

По словам руководителя группы аквалангистов областной федерации подводной деятельности Алексея ИВАНОВА, вопрос сдвинулся с мертвой точки после того, как им заинтересовался Сергей МИТИН.

В конце прошлой недели приехали питерские водолазы-саперы. Машина ведь с грузом боеприпасов.

Навечно за рулём
В июне 2013 года, обнаружив это, группа Иванова прекратила исследовать объект. Люди там опытные, в 90-е подняли с десяток самолетов. Руководитель федерации Айвар СТЕПАНОВ имеет на своем счету еще и три танка. Однако разминирование — не их профиль. Категорически.

— Мы исследователи, а не авантюристы, — говорит Алексей Михайлович.  

Почему сразу не стали форсировать события на предмет содействия в разминировании и подъеме автомобиля? Обращались к депутатам, к предпринимателям. Машину, если удастся ее благополучно поднять, надо реставрировать и куда-то ставить. Не в зал же боевой славы. Конкретной заинтересованности, обещаний не было. Вот и зависло.

И потом, не хотелось ажиотажа. Дело опасное, на тоненького. Потому еще, что в кабине находятся останки водителя.

— В нижней части, где педаль, была обнаружена кость ноги, — продолжает Иванов. — На сиденье что-то типа смятой одежды. Вероятно, остатки полушубка. Скорее всего, там могут быть хоть какие-нибудь документы. Есть шанс установить имя того, кто был за рулем. Ситуация требует сверхосторожности.

Вот и где именно затонула машина, не разглашается. С большими на то резонами.

По тонкому льду
Однажды в рейде с сотрудниками МЧС я стал свидетелем, как водила-рыбак, нарушивший табу выезда на лед, «стыдил» проверяющих, мол, из-за таких, как вы, в январе 1944-го наступление наших войск на Новгород могло   бы захлебнуться. Шутка юмора, но выезд на лед 70 лет назад по нашим сегодняшним меркам безопасности был чем-то немыслимым, крайне рискованным. Толщина его составляла 18 сантиметров. Выходить не надо бы. А тут — груженая техника, бронемашины...

Но операция южной группы под командованием генерал-майора Теодора Свиклина с лихвой оправдала риск. Тонкий лед, почти полтора десятка километров открытого пространства. Все пересилил фактор внезапности. Пока немцы сфокусировали свое внимание на мощной северной группировке, атаковавшей с суши, десант на аэросанях захватил плацдарм на западном берегу Ильменя.

По замерзшим Мсте и Перерве вступили на озеро части довольно малочисленного (раз в 20 было меньше бойцов, чем у «северян») войска Свиклина. Была ночь, мела метель. Немцы совершенно не ждали такого удара, буквально проспав наступление. Были вынуждены отвлечь часть сил на южное направление, отчего наш боевой кулак с севера бил их только сильнее. Оборона врага была прорвана, исход битвы за Новгород решен. Во многом  благодаря отвлекающему удару Свиклина.

Не зря генерал-майор, чтобы вдохновить подчиненных, опасавшихся, что лед может не выдержать тяжелую технику, лично пересек озеро, сев в головную машину. Но кто-то не дошел, не доехал, не вступил в бой на берегу, не доставил боеприпасы. Это война — боевые потери.

Это и есть уникальный «АМО-2»Видеть руками
Айвар Степанов еще в начале 2000-х годов плотно занимался поисками возможных подводных следов «ледовой атаки». Работал на юге Ильмень-озера, искал аэросани. Даже примерные карты были на руках, где сани сгорели, где их бросили, поскольку двигатель отказал. Было несколько батальонов аэросаней. Но в воде — ничего. Словно танк, обнаруженный в Ильмене в 1964 году и воздвигнутый на постамент в Новгороде, был единственной боевой машиной, не сумевшей преодолеть ледовую дорогу.

Немало воды утекло, и вот в прошлом году были возобновлены поиски по программе «Южная группа». Обследовав метр за метром довольно большой район озера, но также почти с нулевым результатом (в смысле чего-нибудь представляющего историческую ценность, поскольку такие находки, как большой рыбацкий катер, в расчет не берутся), новгородские подводники переключились на дельту Мсты. Готовились основательно: подняли и перелопатили свои старые материалы, добытые в архивах.

— Десять лет не прошли бесследно, — рассказывает Алексей Иванов. — Оборудование у нас теперь получше. Кроме гидролокатора магнетометром пользуемся. И вот — удача. Прибор показывает очертания крупного объекта. Глубина — около восьми метров...

По мобпредписанию
Как старший Алексей Михайлович составил акт обследования затонувшего объекта. Автомобиль стоит на дне на колесах. Сохранился деревянный кузов. А вот от верхней части кабины — ее делали из фанеры — ничего не осталось. Нет крышки капота, зато отчетливо просматривается вертикально-овальная форма таблички над радиатором, что позволяет предположить модель грузового 2-осного автомобиля — «АМО-2». Это предшественник автомобилей «ЗИС-3» и «ЗИС-5».

На грунте по левому борту лежит большой металлический диск, предположительно, опорная плита от полкового 120-миллиметрового миномета. В кузове — минометы в разобранном виде и боезапас к ним.

Как автомобиль, снятый с производства за несколько лет до войны, оказался в действующей армии в 1944 году, когда советский тыл уже изрядно переоснастил наши войска? Наверное, исправно служила «амошка». Что до возраста, так Родина мобилизовывала не одну только молодежь. Вот и грузовик «призвали» из какого-нибудь колхоза и — вперед!

— С большой долей уверенности можно предположить, что автомобиль затонул во время наступательной операции генерала Свиклина, — считает Алексей Иванов. — «АМО» вдвое тяжелее полуторки. Это модель переходного типа, комплектовавшаяся из импортных деталей и узлов. К слову, не исключено, что в тот момент, когда лед под машиной треснул, в кузове находился минометный расчет. Может, сумели выпрыгнуть, может — нет...

Момент истины
Остается надеяться, что Мста позволит разгадать эту тайну. В канун грядущего 70-летия Победы это было бы более чем уместно. Правда, заместитель руководителя департамента культуры Борис ЗОРИН осторожен в прогнозах.

— Давайте немного запасемся терпением, — предлагает он. — Пусть специалисты оценят состояние находки и возможности ее подъема с учетом повышенной взрывоопасности. Конечно, очень хотелось бы вернуть из небытия хотя бы еще одно имя, но нельзя рисковать жизнями. Поэтому в настоящее время мы на том этапе, когда необходимо все тщательно изучить, взвесить и принять решение. Это — дело специалистов.

Экспедиция «Южная группа», между тем, продолжается. Еще не обследован довольно большой кусок самой реки. Пожелаем нашим исследователям удачи. Их, кстати, можно поздравить: сравнительно недавно федерация подводной деятельности отметила 30-летие. И о подарке, как видим, они позаботились сами.

Фото из личного архива
Алексея ИВАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА