Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

История сочинения

О том, как привлечь детей к чтению рассуждает Ирина ФИЛИППОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 4 Великого Новгорода

Вернулась из Москвы с совещания, которое проводил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. На него пригласили в том числе педагогов из регионов — участников финалов разных лет Всероссийского конкурса «Учитель года».

В ходе заседания обсуждались три темы: содержание образования и учебные программы; итоговое сочинение одиннадцатиклассников, которое в этом учебном году вернулось в школы, и Год литературы.

Разговоры об изменении учебных программ ведутся давно. И на федеральном уровне разработаны варианты. Один из них подразумевает сочетание обязательных для прохождения детьми авторов и произведений и свободного блока на выбор предметников. Другой четко регламентирует, каких писателей, поэтов, драматургов, в каких классах и в какие сроки филологи должны обсудить с учащимися. И судя по всему, именно под этот второй формат планируется составить базовый учебник литературы.
Министра интересовало наше мнение, по каким программам и с какими учебниками лучше работать. Большинство сказали, и я согласна с этим, что педагогам нужно давать свободу действий.

Лично меня как учителя не устраивают учебники по литературе для 7–8 классов. Есть в них произведения, которые детям этого возраста скучно читать. Например, «Бирюк» из «Записок охотника» Тургенева. Или напротив: включены интересные произведения, но сложные для понимания. Так, в восьмом классе проходим «Капитанскую дочку» Пушкина. Знаю по преподавательской практике, что проблемы, которые поднимаются в повести, не все учащиеся могут осмыслить.

Как выхожу из положения, чтобы не отбить интерес к книгам? Сама подбираю произведения как классиков мировой литературы, так и современных авторов. В последние годы стала практиковать на уроках чтение текстов вслух. Причем этот прием использую во всех классах. Когда начинала, думала, не будут 40 минут сидеть и слушать. Но нет, тишина стоит, каждое слов ловят. Потом начинают обсуждать, задавать вопросы.

Однозначно ребят можно заинтересовать чтением. Только подходы нужны разные. Так, родителям пятиклашек достаточно выдать списки рекомендуемой литераторы, и они найдут нужные слова, убедят, увлекут своих чад книжками. А вот старшеклассникам навязать уже ничего нельзя. Но они прислушиваются к рекомендациям, особенно по современным авторам. И читают.

Хочу еще затронуть тему Года литературы, которая обсуждалась на совещании в Москве. Педагоги говорили о необходимости привлекать внимание к чтению через социальную рекламу. Причем это должен быть постоянный проект на ведущих телерадио-каналах, когда известные в стране люди рассказывают о своих любимых произведениях. Предлагали больше делать общероссийского значения интерактивных, с использованием мультимедийного оборудования выставок, посвященных писателям, поэтам, книгам. Поднимали вопрос об образовательном туризме, на который должен быть государственный заказ. Не забыли и школьные театры. К слову, как сообщили представители министерства, в этом году планируется провести смотр таких коллективов.

А еще на федеральном уровне решено в Год литературы организовать Всероссийский конкурс школьных сочинений. По задумке инициаторов, писать его будут учащиеся начиная с четвертого класса. Конечно, объем текста предполагается разный для малышей, школьников среднего и старшего звена. Нам сообщили, что тем будет пять, но озвучили только три: к 70-летию Победы, к памятным литературным датам и о меценатах прошлых времен и нынешних. Лучшие работы отберут по принципу, что на предметной олимпиаде используется: вначале в учебных заведениях победителей определят, потом — на муниципальном уровне, далее — на региональном и — финал.

Сама идея конкурса сочинений неплохая. Но учителя на совещании отметили неудачный период, в который министерство планирует его провести: сентябрь—октябрь. Во-первых, это начало учебного года, и дети еще втягиваются в процесс. Во-вторых, в это же время стартует школьный этап общенациональной олимпиады по учебным дисциплинам.

Мы попросили министра по возможности сместить сроки. И не затягивать с положением о состязании. А то получится, как это иногда бывает, что до педагогов на местах информация дойдет всего за несколько недель до конкурса. И они не успеют подготовиться сами и подготовить учащихся. А этого не хотелось бы.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА