Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Дополнительный урок

Школа учит как ребят, так и педагогов

В последние годы тема молодых кадров постоянно поднимается учителями, родителями, чиновниками от образования. Кажется, удалось в НовГУ переломить ситуацию с недобором на педагогические направления.

Но по-прежнему далеко не все выпускники трудоустраиваются в школы, колледжи, детские сады. А если и идут, то ненадолго.Чтобы узнать, с какими трудностями на практике сталкиваются начинающие учителя и какие возможности открываются перед ними в образовательных организациях, журналист «НВ» отправилась в среднюю школу № 4 Великого Новгорода.

Расположить к себе

— Три года назад я была назначена директором. Тогда в коллективе только один специалист был до 35 лет, — начала разговор руководитель школы Ирина ВЕЙКОВА. — За прошедшее время наши ряды пополнили еще семь выпускников вузов. И сейчас молодых учителей — 30 процентов. Некоторые новички не выдерживают нагрузки и ответственности, что на них ложится, не находят общий язык с детьми и родителями.

Думаю: в такой ситуации, когда учителю некомфортно в классе, он понимает, что у него не получается, лучше в первый же год отказаться от продолжения педагогической карьеры.

Рассуждая о том, чем учебные заведения могут и чем не могут помочь начинающим специалистам, Ирина Юрьевна отметила, что, к сожалению, нет финансовой возможности даже на частичную оплату аренды жилья, и приезжие учителя вынуждены сами решать этот вопрос.

По мнению директора, для многих новых педагогов потрясением является отношение к ним родителей. Мамы и папы вроде бы и не имеют ничего против молодого учителя, но при этом хотят, чтобы у тех были уже опыт работы, жизненная мудрость, чтобы умели найти выход из любой ситуации...

Мудрый, как Соломон06deti

Прозвенел звонок на третий урок. У восьмого класса по расписанию — литература. Но в кабинете ребят ждут сразу два предметника и объявляют, что будет интегрированный урок по древнерусским текстам и по истории России XIII века. Точнее, по событиям, связанным со временем княжения в Новгороде Александра Ярославовича.

Молодые учителя — Сергей ЯНОВСКИЙ и Наталья САВИНА — наводящими вопросами, совместным разбором Жития Александра Невского, просмотром на интерактивной доске отрывков научно-популярного и художественного фильмов помогли учащимся вспомнить Невскую битву, Ледовое побоище, порассуждать о новгородском правителе как о талантливом полководце, стратеге, дипломате...

— В идеале в рамках учебной программы один период времени должен одновременно изучаться по истории, литературе, МХК, чтобы дети могли увязывать даты и имена с процессами, которые происходили тогда в политической и общественной жизни страны, в культуре, литературе. Но, к сожалению, далеко не по всем основным вехам развития России совпадает образовательный курс по школьным предметам. Так, по истории Александра Невского проходят в шестом классе, а Житие его, как пример древнерусской литературы, — только в восьмом. И понятно, что в головах не соединяется то, что они давным-давно изучили, и новая тема по литературе. А такие вот интегрированные уроки позволяют освежить в памяти ранее полученную информацию и не запутаться в новой, — объяснили уже после урока учителя.

Испытать себя

На большой перемене директор пригласила к себе в кабинет всех молодых педагогов школы. На вопрос, что сложнее всего им дается в работе, все дали один ответ: найти подход к родителям.
По поводу воспитанников сказали, что дети, даже старшеклассники, несмотря на то, что разница в возрасте учителей и ребят небольшая, отличаются: совсем не переживают из-за большого количества двоек, и для них нормальным считается пропустить день только потому, что родители утром не смогли довезти их до школы на машине...

И все же интересы учащихся и их наставников пересекаются. Преподаватель английского языка Валентина МУЛДАНЕН увлекается фотографией, любит кататься на коньках и вместе со своим классом регулярно ездит в Ледовый дворец. Учительница начальных классов Кристина НИКИТИНА сама занимается танцами, и теперь многие ее второклашки тоже танцуют. Они с детьми читают и обсуждают одни и те же книги, смотрят одинаковые фильмы. Наталья Савина в этом году заканчивает аспирантуру. И уже привлекает старшеклассников к исследовательской работе. Сергей Яновский каждое лето трудится на раскопках (разрабатывает научную тему по исторической географии). В следующем сезоне планирует и детей с собой в раскоп взять. А еще готовит школьную команду к военно-патриотическим играм.

Молодые учителя единодушны — работа в школе открывает массу возможностей: можно совершенствоваться в умении доходчиво донести учебный материал, в методике преподавания, в ораторском мастерстве, в организационной деятельности, в управленческой. Сказали, что работа с детьми им нравится и пока они не собираются уходить из школы.

— Я — из Парфинского района. И в этом году мне предлагали идти кандидатом на выборы главы сельского поселения. Согласитесь, заманчивое предложение, — поделился мыслями Яновский. — И поначалу думал его принять. Но потом рассудил, что маловато еще опыта работы с людьми, а без этого руководителю нельзя. В школе я эти навыки получу. К тому же педагогика — дело творческое. Постоянно в себе открываешь новые грани, появляется необходимость дальше учиться. Понимаешь, что не все еще знаешь и умеешь...

Директор школы сказала, что опасность увольнения молодых учителей, как правило, возникает на третий год их работы:

— Дело в том, что два года новичкам к основному окладу, а он небольшой — порядка шести тысяч рублей, начисляется надбавка. И на руки они получают больше 15 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают предметники со стажем. Однако потом молодые специалисты должны пройти аттестацию. И если им не удастся получить первую квалификационную категорию, их зарплата опустится на уровень оклада. Именно в такой ситуации и может появиться желание поменять сферу деятельности.

По словам Вейковой, требования к кандидату на первую категорию предъявляются высокие: не только урочная деятельность, но и участие в конкурсах, олимпиадах, хорошие показатели успеваемости детей, разработка авторских программ и методик, публикации в специализированных, научных изданиях и многое другое. Но выполнить их, как утверждает директор, все же можно. И в этом начинающим педагогам должны помогать руководители учебных заведений, а также более опытные специалисты.

— Молодые коллеги сейчас в разговоре сказали, что в настоящее время их все в школе устраивает и пока они не хотят ничего менять. Так вот моя задача как директора — сделать, чтобы слово «пока» они воспринимали исключительно как часть речи, чтобы не сомневались, а продолжали трудиться в нашем учреждении, — резюмировала Ирина Вейкова.

* * *

Большая перемена закончилась. Прозвенел звонок на урок. Педагоги поспешили в классы — к своим образовательным планам, учебникам, подготовленным опросникам, к своим идеям, к своим школьникам...

Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА