Высоким слогом века серебра
На днях разговаривал с королем пик. Корона, мантия, державный взгляд. И почему-то на груди — фотоаппарат. Это, конечно, демократично. Все равно репортеру просто так подойти к государю с вопросом — согласитесь, это, по меньшей мере, дерзко. Но коронованная особа пребывала в наилучшем расположении духа.
Потому что это бал! Да, господа. Кавалеры приглашают дам. Хотя может случиться и наоборот. Вот я и стал приглашать. На интервью — единственный «танец», в котором способен на несколько «па».
А на дворе — простите, конечно же, в зале, — стоял серебряный век. Прекрасный и обманчивый. Как осень в декабре.
Безрассудно, волшебно
«Пришёл XX век в сияньи серебра...» — так назывался зимний бал в Дворянском собрании. Новгородский музей-заповедник верен традиции последних лет, предлагая нам окунуться в атмосферу безвозвратно ушедшего прошлого. На сей раз бал-маскарад посвящался началу прошлого века.
Ах, что было за время! Сколько имен! В литературе, живописи, театре. И даже в политике. Впрочем, ей лучше бы не увлекаться сценическими эффектами, броскими и заманчивыми фразами протеста. Кто знает, к какому финалу придет пьеса? Та, что сама жизнь.
Вот и антрепренер новгородского театра Нил Богдановский-Мирянский (в миру — старший научный сотрудник музея-заповедника Владимир ВАРНАЕВ) — пока в совершенном неведении. Помилуйте, какой Станиславский? Это ужасно! Нет ничего лучше нашей русской театральной школы!
А публика... Похоже, ей уже слегка прискучило танцевать свои польки, вальсы и мазурки. Она еще ворчит по поводу бездушной новомодной механики — граммофона. Разве это замена живому исполнению? Господа, романс! Но потом — танго, аргентинское танго, господа! Дамы томно опускают глаза. Как можно? Ведь за любовь платили жизнью. А теперь? Хотите любить — извольте! Дерзковат танец, надо признать. Даже слишком! Но как это романтично и красиво!
Как хороша испанская гитара. Как красивы дамы и их наряды на французских картинках в лучах «волшебного фонаря» — еще не синема, но так близко. Какие корсеты, какие шляпки!
Может, Михаэль, модный художник и предсказатель из Петербурга, видит цепочку торопливых шагов куда-то к неведомому краю? Нет, диджитос атраменто — гадание по оттиску ладони — это еще очень далеко от магов-глобалистов. Ладонь у каждого своя, только своя. А судьба впереди — общая.
Что же вызовут эти легкие веяния новизны? Такие дразнящие, казалось бы, почти невинные. Безжалостный вихрь! Он сметет все. И эти балы, как частицу старого никчемного мира. Но как не помнить его, как не любить?
«Нам просто интересно»
— Однажды к нам в Новгород приезжал вице-президент ЮНЕСКО, — вспоминает Владимир Варнаев. — Мне памятны его слова о том, что европейская культура знает три взлета — это греческая культура, эпоха Возрождения и Россия конца XIX — начала XX века. Совершенно с ним согласен.
А Богдановский-Мирянский, чей образ так к лицу Владимиру Николаевичу, добавляет:
— Тому, что про нас говорят, будто мы какие-то безумные, чудаки, — не верьте, Александр Христофорович, нам просто интересно.
Я совсем не Александр Христофорович. Хоть убей, не помню, откуда данная реплика, что так к месту. Но и мне интересно. Правда-правда. Попробуй не поддаться общему настрою! Остановите этот мир, я хочу сойти.
— Ни в коем случае, — повелительным жестом предупреждает меня тот самый король пик.
Вообще-то, он отрекомендовался работником системы управления.
— Самое лучшее время — то, в которое мы живем.
А его королева говорит:
— Забудьте о сегодняшних новостях. От них не спрячешься, они сами вас найдут. А радость, ее отыскать должны мы сами. Вот поэтому мы здесь.
И другая пара, молодая семья — Люба и Игорь — вот поэтому. Игорь честно признается, как выиграл входной билет на губернский бал.
— Ехал домой, слушал радио, как раз разыгрывался билет. Надо было угадать танец. С первого раза не удалось. Я снова позвонил, назвавшись уже Егором. Ну захотелось мне сюда!
Обоим из костюмов больше всего понравились королевские.
— Ребята, — сказал я, — трон занят!
Поклялись в другой раз воздержаться от дворцового переворота.
Французская фамилия
Признаться, меня на балу до последнего мучил программный вопрос: организаторы обещали сенсационное французское угощение. По этому поводу голову мне буравило: «...и хруст французской булки». И ничего другого на ум. Ох, эти современные тексты. Каким-то непостижимым образом они проникли даже в серебряный век. И вот уже манерный поэт, изящно сочинявший стихи на любые предложенные участниками бала рифмы, когда назвали «розы — морозы», смог лишь повторить шлягер Юры Шатунова.
— Браво! — кричали ему. — Это переживет свое время.
Подождите, так это что получается? «Ласковый май» списал чужое произведение?
Так вот про угощение. Господа, на балу предлагался ваш любимый новогодний салат. А с аукциона был разыгран рецепт автора. Кстати, завтра состоится повторный бал. И там приз победителю вручит настоящий француз. Не с салатной фамилией, но тем не менее.
Все секреты выдавать не стану. Мы теперь, знаете ли, — люди светские, порядочные. Танцевали-с. Мадам танцмейстер объяснила нам, что пара — это две головы и четыре ноги. Есть, правда, еще руки, которые тоже как-то надо пристроить. А также некоторые проблемы при переходе от теории к практике. Ну и застенчивость.
Вот посмотришь на стены, музей все-таки, а там — аристократы. Император тут же. Нормальные дворяне перед тем как идти на бал, оказывается, месяц хотя бы заглядывали на курс к нашему новгородскому хореографу Галине Ивановой. Зато потом любо-дорого посмотреть.
* * *
— Приходите еще, — приглашает заведующий отделом культурных программ музея-заповедника Виктор НАЗАРОВ. — Конечно, это реконструкция, игра. Что-то — от салонного музицирования, что-то — от театра. А все вместе — бал. Где главное — вовлеченность и настроение каждого.
Итак, 26 декабря состоится последний в этом году бал. Организаторы напоминают, что участникам желательно быть в карнавальных костюмах, масках или в вечерних туалетах.
А ты записался в дворяне? И раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...
Владимир БОГДАНОВ (фото)