Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

«Иосиф Виссарионович» бил только раз

На вопросы «НВ» отвечает ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке Александр Попов

Чуть больше года снимку, на котором Александр ПОПОВ — почетный гражданин Великого Новгорода, полковник в отставке, танкист, закончивший войну в Берлине, — запечатлен вместе с Владимиром ПУТИНЫМ. Фото сделано в апреле 2015-го, когда президент приезжал в Старую Руссу, удостоенную звания Города воинской славы.

У танкиста много общего с президентом. Целый полуостров! 9 мая 1944 года Попов на своем танке первым ворвался в Севастополь. В наше время Путин еще раз вернул нам Крым, выполнив волю народа. 9 Мая 2014 года в Севастополе были грандиозные торжества, был военный парад. И президент, и танкист там были в этот день. А Старая Русса и вовсе усадила их рядом.

Жми, танкист!

— Я там вопрос задал Путину, — вспоминает Александр Петрович. — Мог и не успеть, хватало желающих. Но Владимир Владимирович увидел, что я палец держу на кнопке, и легонечко толк меня локтем: давай, жми! Ну я и спросил, когда у нас перестанут врать про войну? Перед тем слышал, как один российский политик разглагольствовал, что советские солдаты шли в бой, «приняв на грудь». Нальют нам сто грамм наркомовских, мы и прем. Ерунда же! Этим дай волю, договорятся, что мы и войну по пьянке выиграли.

— А как было?

— Перед боем? Тревожно. Знаешь, что через полчаса выступаем. Знаешь, что боеприпасы заложены, рация работает... Еще раз проверишь. Все путём, но тревожно. А когда ввяжешься в эту катавасию, тут уж не до переживаний. Глаза ромбом, и пошел!

— Почему ромбом?

— Это наше, танкистское. А кто говорит, что глаза у нас были, как у соловья, того с нами не было.

— На чужой роток не накинешь платок. Так?

— Вот и президент мне ответил, мол, не можем же мы всем рты... Я ему, кстати, возразил: иностранцам, Владимир Владимирович, не можем, но своих говорунов надо бы унять.

Наш друг — плуг

— Трудная у него работа...

— Трудная. Слишком много вот этих «надо бы». У меня одного — целый список наберется.

— Какая заповедь идет следом за «не ври»?

— Не воруй! Я слежу за новостями. Столько народу попадается на казнокрадстве! Причем при должностях люди. Думаешь, а сколько же не попавшихся...

— И что «надо бы»?

— Пожестче. Отбить охоту зариться на государственный рубль. Деньги зарабатывать надо. Пахать! В буквальном смысле. Прошлым летом на родине побывал — в Иркутской области. Есть там народное предприятие в сельском хозяйстве. Деловой человек собрал остатки колхозного наследства и довольно успешно работает. Главное — люди при деле и заработке. Но мало таких предприятий. В одном только колхозе, где я до войны трактористом работал, пять с половиной тысяч гектаров пахотной земли было. Среднего ранга было хозяйство, но земля обрабатывалась. Это же вопрос продовольственной безопасности!

— Зовет все-таки родина, скучаете по ней, раз в такой неблизкий свет пустились?

— Чего скучать, если президент подарил нам, ветеранам, путешествие в любую точку России? Купил билет — и вперед! Похвастать хочу — вот жилетка из верблюжьей шерсти. Такая легкая и теплая! Там монголы торгуют, Монголия-то рядом. Она, если что, и нашу армию согреет. Мы же теперь снова осваиваем севера.

Главный калибр

— Мы и танки строим новые? Про «Армату» читали?

— И читал, и смотрел. Мне бы пощупать еще своими руками — тогда сказал бы.

— А сели бы за рычаги?

— Конечно! Представилась бы возможность, так с удовольствием. Надеюсь, много времени не понадобилось бы, чтоб освоиться. Да, электроника, прицельное устройство, связь — начинка передовая. Но ведь чем совершеннее техника, тем она легче в управлении.

— Этот танк наши «западные партнеры» уже окрестили супер-оружием.

— И в мое время умели произвести на них впечатление. Т-34, на котором я почти всю войну прошел, считался лучшим танком в мире. «ИС» — «Иосиф Сталин» — грозная машина. Я на ней всю Берлинскую операцию прошел. Нас с «Иосифом Виссарионовичем» никто не подбил. Немцы на своих «тиграх» нас просто боялись. 122-миллиметровая дальнобойная пушка: попадет — сметет одним выстрелом. Видели мы и технику союзников — американцев и англичан. Не чета она нашей. Комфорта больше, в культуре производства мы хронически отстаем, но по боевым качествам превосходим. Проходимость, маневренность, огневая мощь... Правда, в оптике у них было преимущество. Но мы тоже не на глазок целились. Хотя главное боевое качество, я считаю, — это дух солдата. Наш еле на ногах держится, а сражается. Так это было.

— А как будет? Если, не дай бог, опять какая-нибудь всемирная заваруха...

— В заваруху я не очень верю. Провокаторы, конечно, есть. Сбили же турки наш самолет. Но чтобы атомом друг в друга швыряться... Большая Америка пугает маленькую Северную Корею, а та сидит в своем углу, наершившись, и хоть бы что ей. А в молодежь нашу верю. Что в массе своей это поколение понимает: ему есть что защищать. В мое время эта масса, пожалуй, была плотнее. Мы понятия не имели про уклонистов, нас не разыскивали военкоматы. А служить надо было не год, как сейчас. К слову, ветераны едины в мнении: такой сокращенный срок — это ошибка. Я сам после войны 17 лет служил в учебных частях, готовил танкистов. На одну только учебу год и уходил. Сейчас же техника существенно сложнее.

Держи порох сухим

— Вы знаете, среди наших соотечественников немало найдется тех, кто станет утверждать, что никто россиянам сегодня не угрожает, мы сами ищем себе неприятности.

— Зачем их искать, если для кого-то само наше существование — уже вроде неприятности? Другие мы какие-то. Опять-таки, как кому-то кажется, много места занимаем на земле. Я на это смотрю просто: таков мир, таков человек. Два соседа не всегда могут договориться, что же говорить про разные государства и народы? Антагонизм — часть человеческой природы. Зависть, мелочность, мстительность... Что от нас сейчас надо прибалтам? Ловили бы себе кильку спокойно. Нет, притащили на свою территорию НАТО, постоянно задирают Россию. Кто-кто, а мы не можем расслабиться. Должны держать порох сухим. И дух иметь твердый. Народ мы, конечно, тот же, не могли переродиться за два-три поколения, но о воспитании забывать нельзя.

— Например?

— ДОСААФ! Если это зависело бы от моей воли, обязательно поднял бы роль этой организации. Мои сверстники, еще будучи школьниками-старшеклассниками, благодаря ОСОАВИАХИМу, получали навыки обращения со стрелковым оружием, умели прыгать с парашютом, оказывать первую медицинскую помощь и т. д.

На мой взгляд, надо больше рассказывать о том хорошем, что было в СССР, что помогло нам выиграть войну. О том, чем мы все — стар и млад — можем гордиться. Нельзя драпировать прошлое, как Мавзолей к празднику Победы. Чего и кого нам стесняться? Если Т-34 — отличная машина, почему не поставить ее у Зала воинской славы в Великом Новгороде? Предлагал нашим властям перегнать танк из Подберезья — он там не работает на патриотическое воспитание, как мог бы. Соглашались, обещали. Потом обещали подумать. Потом, наверное, подумали. И решили, видимо, что здесь он не к месту. Не уверен, что надо смотреть только с каких-то эстетических позиций, это же не расстановка мебели в квартире. По-моему, танк был бы хорошим дополнением к экспозиции. Я и сам иной раз еще пришел бы повспоминать, поговорить с молодежью.

Никого не забыл

— Александр Петрович, а в Крыму хотелось бы еще побывать, пройтись по местам боевой славы?

— Места-то боевые, а вот товарищей боевых... Со всего нашего полка, может, один я и остался. Жалко фронтовых друзей — всех помню, все перед глазами. Жалко теперь, когда уходят ветераны. Нас трое оставалось в Великом Новгороде, кто был награжден орденом Александра Невского, — Василий Филимоненко, Сергей Иванов и я. Василия Александровича в этот День Победы с нами не будет.

— Помянете?

— Помянем. По чуть-чуть.

— Вы счастливый человек?

— А какой еще? 94-й год на земле живу. 71-й День Победы встречаю.

— Поди, расписан весь праздник.

— На данный момент боевое задание от нашей ветеранской организации мне еще не доведено. Но настрой бодрый.

— Что вы сейчас сказали бы президенту, если б довелось снова встретиться?

— На той встрече, в Старой Руссе, ветераны высказывали беспокойство за судьбу авиаремонтного завода. Путин твердо обещал, что завод будет работать как надо. Я знаю, что там сегодня все нормально, люди получают достойную зарплату. Спасибо надо говорить Владимиру Владимировичу. Но свой вопрос к нему я все-таки не снимаю.

ФОТО из личного архива Александра ПОПОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА