На нерадивых продавцов морально воздействовать бесполезно. Об отчете за 2016 год регионального Управления Роспотребнадзора рассказывает Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»
Не знаю, что участникам заседания комиссии по защите прав потребителей при региональном правительстве из выступления руководителя управления Роспотребнадзора по Новгородской области Анатолия РОСОЛОВСКОГО запомнилось больше всего, но меня зацепила информация о формальдегиде. Его высокое содержание специалисты федерального ведомства находят в рабочих перчатках, в развивающих играх для малышей, в обуви и даже в предметах детской гигиены. Ничего святого!
Хорошо еще, что родители принюхались к только что купленным свеженьким подгузникам для своего ребёнка. Смутил исходящий от них резкий запах. С жалобой пошли в управление, и там подтвердили, что так быть не должно. А уж когда провели проверку в самом крупном супермаркете, где и была приобретена злосчастная упаковка, выяснилось, что опасность для здоровья представляла не только она одна. Там формальдегидных — целая полка...
Анатолий Росоловский доложил также: всего в 2016 году было забраковано и изъято из оборота почти 4 000 единиц непродовольственной продукции — больше половины от того, что осмотрено в ходе проверок. Примечательно, что количество проверок снизили, но браковать товары меньше не стали. Напротив, их удельный вес за прошлый год по сравнению с 2015-м вырос на 20%. Общая сумма наложенных штрафов — почти 2,5 млн. рублей.
— Материалы о продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов Таможенного союза, направляются в управление Роспотребнадзора по месту нахождения производителей и поставщиков, а также в Роспотребнадзор для принятия мер по изъятию товаров из оборота по всем субъектам Российской Федерации. Информация направляется в областной департамент экономического развития, — сообщил Анатолий Росоловский.
Нарушений, впрочем, меньше не становится. В этом году снова выявлена реализация формальдегидных перчаток и детской обуви, правда, уже в других магазинах. Следовательно, вредоносные товары никуда не деваются.
В управлении делают вывод: на потребительском рынке области продавцы не владеют в полной мере информацией о нормах законодательства, об установленных требованиях в сфере технического регулирования, не знают правила продажи отдельных видов товаров. Принимают их без документов, не всегда проводят производственный контроль. За примером далеко ходить не надо. Так, с декабря из оборота было изъято почти 7 000 л стеклоомывающих жидкостей. В некоторых образцах содержание метанола превышало установленный норматив в сотни раз.
Между тем на заседании приняли решение размещать информацию о добросовестных и недобросовестных участниках потребительского рынка на портале новгородского правительства и сайтах администраций районов и поселений. Члены комиссии рассчитывают, что, обнародовав в Интернете названия магазинов, где обнаружены некачественные и опасные товары, смогут повлиять на их владельцев и администрацию. Вроде как прилюдно осудить.
Потребитель в свою очередь будет осведомлён, где и что ему покупать не следует. Но мне почему-то сложно представить, как человек, отправляющийся на шопинг, захочет искать информацию в Сети о нерадивых продавцах. Хотя... Как рассказал начальник отдела лицензирования областного комитета потребительского рынка Александр ШАТОХИН, легальность алкоголя можно проверить с помощью Интернета и мобильного приложения.
Для этого необходимо на «Едином социальном портале алкогольного рынка» ввести данные, содержащиеся на акцизной марке. Через мгновение программа выдаст, как должна называться продукция, какой ёмкости выпускается и кто производитель. А можно прямо в магазине заняться исследованием приглянувшейся бутылки.
— Каждый желающий может установить себе на телефон приложение «АнтиКонтрафактАлко». С помощью него сканируются акцизные и федеральные марки, штрих-коды на чеках. Оно позволяет проверить соответствие полученной информации сведениям на этикетке. А также сообщить в режиме онлайн о выявленном нарушении напрямую в федеральную службу, — сказал Александр Шатохин.