Как архиерейский пруд включили в светскую повестку дня
С легкой подачи пресс-службы Новгородского районного суда журналистам стала известна любопытная история с экологической подоплёкой. Ну как же, Год экологии объявлен! Всё будет по-серьёзному. Выставками детских рисунков и всяческими акциями в защиту птах и зверья дело не ограничится. И я двумя руками «за», чтобы ставить вопрос именно таким образом. Ну, должна же окружающая нас среда обрести божеский, если не человеческий вид. Одними разговорами этого не добьешься.
Итак, на днях в законную силу вступило решение суда о ликвидации загрязнения пруда, расположенного в микрорайоне Волховский в областном центре. Иск к мэрии подал прокурор Великого Новгорода. Администрация города усомнилась, что объект находится в ее ведении. Поэтому в судебном процессе в качестве кандидатов в ответчики появились представители департамента природных ресурсов и экологии, городского комитета по образованию и даже школы № 17. На кого же возложить обязанности по уборке пруда? Это должен был установить суд.
Взять на себя добровольно труд по очистке водоема — в Год экологии! — не хотел никто. Покрышки, вёдра, бутылки, нечистоты... Да еще — кресло, которое невесть кто забросил или отбуксировал на самую середину пруда!
...И тут требуется пояснение. Краешек земли в устье речки Питьбы, на территории которой, собственно, и находится злополучный водоём, называют Архиерейской мызой. В конце XVII века здесь был построен загородный дом, что-то вроде дачи, для новгородских владык. В середине XIX века были заложены живописные аллеи. Приблизительно в это же время были выкопаны три пруда, в которых разводили карпов.
Один сохранился. Тот, что сегодня находится в жутком состоянии.
Существует несколько версий происхождения этого котлована. По одной — его выкопали под строительство церкви, но позднее затопили. По второй — из него брали глину для изготовления кирпичей. По третьей, самой убедительной, — пруд использовался как отстойник для поверхностных вод мызы. Но скапливающаяся вода была настолько чистой, что там смогли выращивать зеркальных карпов!
К слову, посетить мызу предлагают туристам Великого Новгорода. Вот только прогулка по дубовым и липовым аллеям заканчивается у того самого пруда...
Мыза признана памятником садово-паркового искусства XIX века. И, в общем-то, он не бесхозный: силами учеников и педагогов школы № 17 содержится в порядке. Акция «Чистый берег» там проходит регулярно, в том числе — вокруг пруда. Но привести его в порядок силами только детей и учителей не получится. Думать, что это исключительно их забота, — нечестно.
В суде разобрались, что спорный водный объект не включён в пределы территории, предоставленной школе в пользование. Поэтому и не оправданно требовать с неё его очистку. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу: пруд в силу закона относится к федеральной собственности. Барабанная дробь!
Суд решил, что именно областной департамент природных ресурсов и экологии как орган исполнительной власти, исполняющий полномочия, в том числе и по охране водных объектов, обязан ликвидировать выявленное засорение пруда в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Есть в этом некая насмешка судьбы. Высшая в регионе инстанция в Год экологии попадает под раздачу в суде, потому что не знает, что происходит в ее епархии. Homines plus in ali'no negotio vid're quam in suo — в чужом деле люди видят больше, чем в своем собственном.
Интересно, за два месяца наши огосударствленные экологи справятся с поставленной судом задачей? Или потребуется дополнительное время?
Фото из архива «НВ»