Поиск памятных знаков в глухих местах — игра со смыслом
Надо сказать, руководствуясь именно этой установкой, я и решила вместе со своей семьёй отправиться на автомобиле к Игнач-кресту. А чем подобное путешествие не развлечение? Его и туристу предложить можно.
О месте, где размещён данный памятный знак, я знала то, что знает любой другой пользователь Интернета. Крест находится на стыке двух районов: Валдайского и Крестецкого. У Яжелбиц надо уйти с федеральной трассы в сторону Демянска. А там, как говорится, язык до пункта назначения доведёт. Конечно, ещё мы рассчитывали, что будут попадаться хоть какие-то указательные таблички по пути к местной достопримечательности. Но ошиблись.
К слову, торжественно крест открывали на 765-летие исхода ордынского войска с новгородской земли. Но не ранней весной, как известно из летописей, монголы повернули своих коней к себе домой на юг в марте 1238 года, а 29 июня 2003 года, в православный День всех святых. Поэтому завтра мемориальному знаку, установленному по инициативе Валдайского национального парка, вроде как 14 лет исполняется. Место ему искали именно там, где в древности уже стоял придорожный Игнач-крест. Современные исследователи определили его местоположение с точностью до 50 метров. В общем, история у него вдохновляющая.
Но в деревне, через которую, согласно информации одного из сайтов для путешественников, можно к кресту проехать, дачники из Москвы нам сказали: «Путь указан неверный». Посоветовали возвращаться обратно на главную дорогу и не пропустить следующий поворот. А потом? «А потом уходите постоянно вправо», — ответили они как-то со вздохом.
Асфальт сменился на грунтовку, грунтовка на то, что некогда было асфальтом. На каждом перекрёстке исправно поворачивали туда, куда посоветовали. В Сомёнке, уже не выдержав, поинтересовались у пожилой местной жительницы: правильно ли едем? «Да вон к нему просёлочная дорога», — показала она рукой. Уже потом я выяснила, что прокладывали её специально к памятному знаку. Ох, если бы не солнечная погода, мы на своём авто, как монголы на своих скакунах, на ней точно бы увязли.
Наверное, поэтому повстречавшиеся нам юные велосипедисты очень удивились факту появления машины в лесу. А нам-то деваться уже было некуда.
Сомнительно, конечно, делать его объектом туристического интереса. А вдруг? Например, крестецкий краевед Александр АВДЕЕВ готов был со мной поспорить на данную тему. «Да нужно создавать туристический маршрут по старомосковской дороге. Рядом с ней — знаменитый Игнач-крест», — доказывал он мне однажды. И новгородский историк Сергей ТРОЯНОВСКИЙ тоже считает, что было бы уместно для туристов проложить к нему если не дорогу, то хотя бы сносную тропу. Впрочем, его больше волнует недосказанность, которая существует вокруг памятника. Если уж водить к кресту гостей, должна восторжествовать справедливость.
— Общество любителей древности тогда протестовало против формы креста. Получилась она больно модерновой, такие кресты ставят на кладбищах, — рассказал он. — И надпись рядом с ним нелепа: «В память о мужестве защитникам земли русской». Но сражения там никакого не было. Монголы дошли до высокого берега Поломети, а потом повернули коней обратно то ли из-за распутицы, то ли из-за отсутствия фуража. Новгород спасли от ужасов военного разгрома жители Торжка, задержавшие монгольские войска на две недели и напрасно надеявшиеся на помощь Новгорода.
Не то чтобы Игнач-крест забыт, периодически возле него проводятся торжественные мероприятия. Но без масштаба... Появятся ли магнитики с его изображением когда-нибудь в местном деревенском магазинчике — пока, видимо, большой вопрос.
Фото Анны Мельниковой